Склонность к внебрачным связям и личностные черты

Некоторыми авторами проделана попытка разработки эмпирической типологии личностей изменяющего супруга (Muldworf, 1973; цит. по: Кратох- вил С., 1991). У мужчин это следующие типы: 1.

Донжуан: незрелая личность, которая прежде всего хочет нравиться и от измен испытывает нарциссическое удовлетворение. 2.

Распутник, или «ловец женщин»: речь идет о мужчинах промискуитетно- го типа, внебрачная половая активность которых вытекает либо из потребности в переменах, разнообразии, либо из представлений, что мужественность доказывается большим числом сексуальных побед. 3.

Вечно неудовлетворенный: постоянно ищет любви, но ни с одной женщиной не имеет постоянных эмоциональных связей.

У женщин это следующие типы: 1.

Соблазнительница. хочет любить и иметь поклонников, для чего использует и секс, однако ее действительное стремление к половым связям, как правило, невелико. 2.

Любительница приключений: ищет кратковременных сексуальных приключений с возможно меньшим вовлечением чувств, причем дома это хорошая жена и мать. Любит своего мужа, но сексуально не находит с ним общего языка. Партнера по приключению выбирает сама; стремится к сексуальным переживаниям, которых ей не хватает в семейной жизни. 3.

Беззащитная: неспособна к отказу, в том числе по той причине, что половая страсть мужчины сразу же вызывает в ней ответное чувство. Имеет низкий порог половой возбудимости, сама не проявляет инициативы, удовлетворение находит, покорно отдавая себя во власть партнера; не может оказать сопротивление, так как он «сильнее». 4.

Неудовлетворенная: не может найти удовлетворения ни в чем — ни в муже, ни в работе, ни в друзьях. Сомневается в правильности выбора партнера, даже когда имеет с ним достаточно длительные связи. Легко влюбляется в другого, которого обычно переоценивает. В любовных связях часто испытывает чувство вины и быстро становится несносной.

Опыт практической работы Д. Делиса с семейными парами показал, что существуют определенные особенности личности, связанные с большей вероятностью супружеской неверности. Им обнаружены также некоторые закономерности формирования личности «изменяющего супруга». Тип мужчины, который Делис образно обозначил как «искатель приключений», — наиболее яркий представитель сильного пола со склонностью к внебрачным связям. Для таких мужчин вообще характерна склонность к риску, преодолению препятствий, опасности, даже «игра со смертью». На сходные черты — поиск новых переживаний — указывает также Имелинский (1977). Они, как свидетельствует автор, часто и выбирают профессии, связанные с риском — например, полицейского. Их увлекает сам процесс такой деятельности, — погони, перестрелки, преодоление препятствий. В личных (и, в частности, в сексуальных) отношениях подобных людей больше всего притягивает фаза знакомства и обольщения женщины. В брак такие мужчины вступают, лишь потерпев ка- кое-либо сильное потрясение в жизни психологического или физического плана (например, травмы в аварии или крушение планов в личной жизни). Супругой такого человека становится, по Делису, довольно скромная женщина, оказавшаяся рядом и заботящаяся о нем в этот трудный период жизни, без особой влюбленности с его стороны. Такой тип женщины автор даже рассматривает отдельно как тип «милой подчиненной». Супруга обычно мирится с продолжающимися романами своего мужа с другими женщинами (все новыми).

Рассматривая становление «искателя приключений», Делис указывает вариант неполной семьи, когда мальчика воспитывает очень любящая мать, которая верит, что ее мальчик ничего плохого не может сделать, даже если он попадает в криминальную историю с другими подростками. В его воспитании присутствует явная безнадзорность, которую мы бы назвали «потворствующая безнадзорность» — предоставление очень большой свободы и некритичное женское (материнское) воспитание, которое и может приводить к некоторой аморальности личности становящегося мужчины в духе «мне все можно».

К рассматриваемому Делисом типу мужчин, склонного к свободным отношениям вне брака, можно добавить следующее: в нашей стране на становление подобного «искателя приключений» скорее может оказать влияние наличие полной семьи (с сильным авторитарным отцом), в которой отец или мать были склонны к внебрачным связям. Такие отношения, даже скрываемые, дают о себе знать в тех моделях поведения, которые воспринимает юноша и в дальнейшем воспроизводит в своем поведении. Неосознанно возможность множества сексуальных партнеров до брака и в браке становятся допустимыми (обычными).

Необходимо сказать и о позитивных моделях — о верности и постоянстве в семейно-брачных отношениях. По словам В. А. Сысенко, верность — это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Верность взятым на себя обязательствам всегда была цементирующим и связывающим узлом любого дружеского союза, любой большой или малой социальной группы. Верность есть убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Прежде всего, она ассоциируется с преданностью (Сысенко В. А., 1988). Такая позитивная модель отношений также сопряжена с прочными нравственными устоями в родительской и даже прародительской семьях супругов. Верность, забота и взаимопомощь, постоянство партнера (супруга) даже при длительной болезни и несчастьях с избранником является для выходцев из таких семей обычным поведением, нормой, которая при различных разрушительных веяниях в обществе и негативных обстоятельствах собственного жизненного пути все же противостоит разрушительным тенденциям (если не на 100%, то как бы заставляет человека возвращаться к нормам нравственности, принятым в родительской семье).

Существует влияние свойств нервной системы и темпераментных особенностей на тенденции к внебрачным связям, которые, конечно, преломляются через характер и нравственные основы (так называемое воспитание) человека. Так, в приведенном выше примере мужской тип «искателя приключений» явно формировался на основе сильного подвижного типа нервной системы. Скорее всего, это человек сангвинического темперамента. Склонность же к риску и к новизне перекликается, согласно данным Г. Айзенка, с повышенной экстра- вертированностью личности (ХьеллЛ., Зиглер Д., 1998). Такому человеку (как в приведенном выше примере Делиса) трудно отказаться от определенного стиля жизни — активной деятельности, новых людей (и, в частности, новых сексуальных отношений), вседозволенности, даже если он сам начинает относиться к себе критически (боясь, например, ухудшения отношений в семье с подросшими сыновьями).

На связь особенностей сексуального поведения и черт личности указывал также Г. Айзенк (Eysenck Н. J., 1976). Он писал о существовании четырех главных типов, или групп, людей, различающихся характером сексуальных чувств и поведения: 1.

Индивиды со слабым либидо, но вполне удовлетворенные своей половой жизнью — это устойчивые интроверты, составляющие самый моногамный слой населения и опору соответствующей морали. 2.

Устойчивые экстраверты, сочетающие высокое либидо с высокой удовлетворенностью, но не слишком стабильной половой жизнью. 3.

Неустойчивые интроверты, у которых слабое либидо сочетаются с сильным чувством вины и коммуникативными трудностями, результатом чего является сексуальная неудовлетворенность. 4.

Люди с сильным либидо и одновременно с высокими показателями по психотизму или сочетающие высокий нейротизм с сильной экстраверсией; такие люди не только сами испытывают сексуальную неудовлетворенность, но и представляют опасность для окружающих.

Г. Айзенк рассматривал биологические детерминанты, связывая интроверсию с высоким уровнем возбудимости коры головного мозга, нейротизм — с активностью вегетативной нервной системы, а психотизм — предположительно с особенностями гормональной секреции, от которой зависит также сила либидо. Таким образом, у Айзенка прослеживаются взаимосвязи биологического строения человека, его психологических (характерологических) черт и склонности вести себя в интимной жизни тем или иным образом — в рамках моно гамии или с тенденцией к полигамному поведению. В целом же можно констатировать, что личностные составляющие проблемы сохранения верности в браке или склонности к адюльтеру практически не изучались.

Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

А так же в разделе «Склонность к внебрачным связям и личностные черты »