Магнитно-резонансная томография шейного отдела позвоночника и головного мозга

  Патологические изменения в межпозвонковых дисках, определяемые с помощью МРТ (рис. 22), встречаются с одинаковой частотой как у здоровых субъектов, так и у пациентов с различной степенью выраженности патологических симптомов, за исключением грыж дисков [Jarvik J. G., Deyo R. А., 2002].
В бессимптомной группе, по данным МРТ, обнаруживают признаки дегенеративных изменений межпозвонковых дисков в 39% случаев [Greenberg J. О., Schnell R. G., 1991]. Грыжи дисков, по разным данным, — от 9 до 31% случаев [Jacobs G. Е., 1989].
МРТ шейного отдела позвоночника проводилась нами выборочно. При анализе полученных данных МРТ шейного отдела позвоночника учитывались следующие параметры:
  • изменение физиологического изгиба;
  • дегенеративные поражения межпозвонковых суставов, дисков, связок;
  • грыжи дисков.

Результаты МРТ-исследования 68 пациентов показали, что изменение физиологического лордоза шейного отдела позвоночника учащается с возрастом. Наиболее часто эти изменения встречались у пациентов 19—30 лет (92,31%). В этой возрастной
Рис. 22. MPT-изображения шейного отдела позвоночника
Рис. 22. MPT-изображения шейного отдела позвоночника: сглаженный физиологический лордоз, дорсальные протрузии межпозвонковых дисков Сщ-Civi Civ-Cv« Cy-Cvi
группе, как в наиболее работоспособной, изменение физиологического шейного лордоза может быть связано с повышенными физическими перегрузками, характером вида деятельности, вынужденным положением головы и шеи. Дегенеративные поражения суставов, дисков и связок шейного отдела позвоночника встречаются уже в подростковом возрасте, а в целом, в возрасте до 18 лет составляют 21,74% случаев. С возрастом частота дегенеративных поражений шейного отдела позвоночника увеличивается и достигает 75% случаев в возрасте от 31 до 45 лет.
Грыжеобразование в шейном отделе позвоночника у пациентов с синдромом вертебрально-базилярной недостаточности встречали редко — по данным МРТ всего у 4,41%. Формирование грыжи диска в шейном отделе имеет характерные особенности. Задняя продольная связка в шейном отделе очень мощная, а тела позвонков небольшие и грыжа самовправляется кпереди этой связкой. При разгибании грыжа выпячивается, а оперируют на животе (грыжа вправляется натянутой задней продольной связкой). Отсюда недостаток МРТ — пациент в момент исследования лежит на спине. С другой стороны, положение пациента на животе невозможно из-за устройства МРТ.
Всякое стенозирующее воздействие на спинной мозг приводит к миелопатии и случается это гораздо раньше и более жесто
ко, если спинномозговой канал узкий. Сужение позвоночного канала мы наблюдали в 12,20% случаев.
При МРТ головного мозга у пациентов с вертебрально-базилярной недостаточностью обычно выявляются признаки дис- циркуляторной энцефалопатии, смешанная гидроцефалия, аномалия Арнольда—Киари I—II стадии. МРТ головного мозга чаще используется в органической стадии вертебрально-базилярной недостаточности для дифференциальной диагностики и уточнения степени поражения мозгового вещества [Жулев Н. М., 2001].
Лучшим методом нейровизуализации стволовых структур остается магнитно-резонансная томография, которая позволяет увидеть даже небольшие очаги. Хотя компьютерная томография позволяет лучше дифференцировать характер инсульта, визуализация структур задней черепной ямки менее информативна по сравнению с супратенториальным отделом [Исайкин А. И., Яхно Н. Н.]. 

Источник: Новосельцев С. В, «Вертебрально-базилярная недостаточность. Возможности мануальной диагностики и терапии» 2007

А так же в разделе «  Магнитно-резонансная томография шейного отдела позвоночника и головного мозга »