Первично-подкрепляющие свойства


Так называемая реакция самовведения основана на том, что экспериментальный субъект (крыса, мышь, обезьяна) выполняет определенную инструментальную реакцию для того, чтобы получить инъекцию (внутривенную, внутримозговую) вещества. Большинство наркотиков способны поддерживать реакцию самовведения у животных, и это свойство служит высокоэффективным предиктором наркогенного потенциала исследуемого вещества у человека. Фенциклидин и фенциклидиноподобные NMDA-антагонисты (кетамин и другие арилциклоалкиламины, SKF-10,047, дизоцил- пин, дексоксадрол, этоксадрол) самовводятся животными всех видов, которые когда- либо использовались в эксперименте (Balster etal, 1973; Balster, Willetts, 1996).
В то же время конкурентные антагонисты, антагонисты глицинового и полиами- нового участков NMDA-рецепторного комплекса не поддерживают реакцию самовведения (Willetts et al., 1990; Balster et al., 1994; Balster, Willetts, 1996), что указывает на отсутствие наркогенного потенциала или на значительно меньший наркогенный потенциал этих классов NMDA-антагонистов по сравнению с канальными блокаторами. Эти данные в основном получены в экспериментах на обезьянах, которые были заранее обучены самовводить кокаин или фенциклидин. После того как у этих животных была выработана устойчивая реакция внутривенного самовведения, раствор кокаина или фенциклидина в инфузионной системе заменяли на исследуемое вещество. Такая методика проведения эксперимента используется наиболее часто, хотя и вызывает определенные сомнения (Beardsley et al., 1990). Обоснованность таких сомнений косвенно подтверждают данные о самовведении низкоаффинного канального блокатора мемантина (Nicholson et al., 1998). Исследователи продемонстрировали наличие у мемантина аддиктивного потенциала, в то время как и значительный клинический опыт применения этого препарата, и отсутствие каких-либо упоминаний о его немедицинском использовании свидетельствуют об обратном.
Альтернативным подходом является использование методики внутривенного самовведения у необученных мышей, позволяющей с исключительно высокой вероятностью оценить наличие первично-подкрепляющих свойств у психоактивных веществ. Суть методики заключается в том, что "активная" мышь через хвостовую вену получает инфузию исследуемого вещества в ответ на определенную реакцию (например выглядывание в отверстие в стене). Контролем служит другая мышь ("пассивная"), которая получает инфузии одновременно с "активной", но независимо от собственной активности. В эксперименте с использованием такой методики установлено 1 , что фенциклидиноподобные высокоаффинные канальные блокаторы (но не низкоаффинные блокаторы и конкурентные антагонисты NMDA-рецепторов) обладают истинным первично-подкрепляющим потенциалом (рис. 2.8). 

Источник: Беспалов А. Ю., Звартау Э. Э., «Нейропсихофармакология антагонистов NMDA-рецепторов» 2000

А так же в разделе «Первично-подкрепляющие свойства »