Глава II ЗАБОЛЕВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ И ОЖОГАМИ


В 60-х годах прошлого столетия Н. И. Пирогов писал: «Часто замечаются после травматических повреждений и местные страдания внутренних органов, сопровождающиеся лихорадкой или без нее. К самым обыкновенным из них принадлежат: бленнорея кишечного канала и альбуминорея... Вообще травма поражает целый организм гораздо глубже, чем это обыкновенно себе представляют».
Известно, что сам Н. И. Пирогов уделял много внимания изучению внутренней патологии у раненых и контуженных. Он описал клинику легочных кровотечений при повреждениях грудной клетки, указал на своеобразие в течении «острого туберкулеза» у раненых, обратил внимание на частоту возникновения у них поносов, альбуминурии, изложил клинику так называемой «травматической чахотки».
С П. Боткин — основоположник теории нервизма - придавал большое значение общему всестороннему изучению раненых. В русско-турецкую войну 1877—1878 гг. С. П. Боткин лично осматривает раненых, выявляя различные формы висцеральных осложнений при ранении, обращает внимание на ранние их проявления.
К сожалению, изучение вопросов, связанных с возникновением заболеваний внутренних органов у раненых и контуженных, не было развито в последующие десятилетия. Лишь в условиях работы военно-медицинской службы Советской Армии и Флота, с учетом принципов нервизма, были в значительной мере расширены и углублены наблюдения Н. И. Пирогова, С. П. Боткина и Других передовых ученых, изучавших патологические процессы У раненых и контуженных. Особенно глубоко эта проблема разрабатывалась в период Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг.
  1. в послевоенный период. Обобщение этих ценных исследований гфивело к созданию нового самостоятельного раздела военно-поле- вой терапии, которому специально посвящен том 29 «Опыта советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В современных условиях, в связи с принятием на вооружение Капиталистическими странами новых видов огнестрельного ору- Жия и зажигательных средств, и особенно ядерных боеприпасов
различного калибра, обусловливающих ранения большей тяжести, обычно множественные, характеризующиеся обширностью и глубиной повреждения тканей и органов, проблема своевременного выявления патологических процессов со стороны внутренних органов у раненых и проведения соответствующих лечебно-профилак- тических мероприятий приобретает особую актуальность.
Вполне правомерно считать, что раненый, особенно с тяжелой огнестрельной травмой или комбинированным поражением, закономерно оказывается спустя разные сроки после ранения (поражения) и терапевтическим больным, т. е. страдающим определенными формами внутренней патологии, которая в дальнейшем может определить все течение и исход травмы — заболевания. 

Источник: Н.С Молчанов Е. В. Гембицкий, «ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ТЕРАПИЯ» 1973

А так же в разделе «Глава II ЗАБОЛЕВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ И ОЖОГАМИ »