Эпидемиологические проблемы современности

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире инфек­ционными болезнями заболевает около 2 млрд человек. При этом на долю инфекционных болез­ней приходится почти 25 % всех смертей в мире, а в развивающихся странах этот показатель воз­растает до 45%. Таким образом, инфекционные болезни остаются одной из ведущих причин смерти людей на земном шаре. По данным ВОЗ, из около 50 млн человек, обычно ежегодно уми­рающих в мире, приблизительно 16-17 млн уми­рает от инфекций и только 10 млн — от сердечно­сосудистых заболеваний. Из 10 основных причин смерти на Земле 7 так или иначе связаны с инфек­ционными болезнями (The World Health Report, WHO, Geneva, 1995).
Как сказал Генеральный секретарь ООН в до­кладе на Генеральной Ассамблее 27 марта 2000 г., «болезни — старые и новые — угрожают свести на нет с таким трудом достигнутый прогресс». Ко­личество жертв вооруженных конфликтов несо­поставимо с количеством жертв инфекционных болезней. По оценкам экспертов ВОЗ, в результате всех войн XX столетия в общей сложности погиб­ло 111 млн человек, т.е. примерно 1,1 млн человек
ежегодно, тогда как уровень смертности от болез­ней более чем в 15 раз выше. За последние 15 лет на земном шаре только от парентеральных гепатитов погибло людей столько же, сколько унесла Вторая мировая война.
Существуют огромные различия инфекци­онной патологии в экономически развитых и раз­вивающихся государствах. В первых инфекцион­ная патология занимает 3-4-е место в структуре смертности. В развивающихся странах инфекци­онные и паразитарные болезни являются причи­ной одной из каждых двух смертей. Большинство летальных исходов (80%) инфекционных болезней приходится на долю народов стран Африки, Азии и Латинской Америки, где приблизительно 'Д на­селения (1,3 млрд человек) получает доход, состав­ляющий менее 1 дол. США в день. В развивающихся странах инфекционные болезни являются третьим по значимости «убийцей».
Основные социально-экономические пока­затели инфекционной заболеваемости в развиваю­щихся странах:
— высокая смертность среди населения, но прежде всего среди детей и подростков;
— значительная инвалидизация населения;
— связанный с финансовым дефицитом рост ни­щеты и социальной напряженности;
— препятствие устойчивому социальному и эконо­мическому развитию;
— возрастание финансовых затрат на предупре­ждение и ограничение распространения инфек­ционных болезней;
— деградация правовой, нормативной и методиче­ской базы защиты территорий от завоза и рас­пространения возбудителей инфекционных бо­лезней.

Инфекционные болезни в прошлом не­однократно решали судьбы народов и государств. Опустошительные эпидемии не просто снижали
40
численность населения, но даже приводили к вре­менной депопуляции значительных территорий.
В середине XX в. в мире возникла иллюзия возможности полного искоренения инфекцион­ных болезней. Поводом для этого были такие вы­дающиеся открытия, как:
— создание новых высокоэффективных лабора­торных методов диагностики, обеспечивавших этиологическую расшифровку многих инфек­ций;
— создание и широкое внедрение эффективных антибактериальных и противовирусных лечеб­ных препаратов;
— разработка новых эффективных профилактиче­ских иммунопрепаратов.
Достижения действительно были впечат­ляющие: была искоренена натуральная оспа, взята под контроль заболеваемость брюшным тифом, чу­мой, холерой, сыпным тифом. Дифтерия, полиоми­елит, корь, коклюш, эпидемический паротит стали управляемыми средствами специфической профи­лактики, в результате чего показатели заболеваемо­сти этими инфекциями снизились в десятки и сот­ни раз. В связи с внедрением антибактериальных препаратов и специфической терапии летальность от инфекционных болезней значительно снизи­лась; например, при особо опасных инфекциях — в 10 раз, при некоторых других инфекционных бо­лезнях — в 100 раз и более.
Стало казаться, что инфекционные болезни не представляют уже глобальной угрозы. Это по­родило самоуспокоенность в международном со­обществе. В ВОЗ возникла концепция стабильного снижения инфекционной заболеваемости в струк­туре общей патологии населения экономически развитых стран.
Однако события последующих десятилетий убедительно свидетельствовали, что остановить процесс распространения инфекционных болез-
ней в той мере, как хотелось бы, не удалось, а спо­койствие, появившееся в 70-х годах XX в. в связи с предполагаемой ликвидацией их угрозы, привело к тому, что системы эпидемиологического надзора в мире перестали быть приоритетными.
Между тем сосуществование человека с ми­ром микроорганизмов вступило в новую фазу. История биосферы и человечества учит, что ми­кробную жизнь человек ни победить, ни даже из­менить никогда не сможет. Частичные «победы», например избавление от чумы или оспы, с одной стороны, благо (сокращается смертность), а с дру­гой — беда (поскольку естественный отбор пере­стает работать).
Лидирующими нозологическим формами становятся ВИЧ-инфекция (заболеваемость со­ставляет в среднем 25% всей инфекционной и па­разитарной заболеваемости), малярия (12 %), тубер­кулез (10%). Оценочная стоимость минимальных мероприятий по контролю за малярией для 82 стран с наибольшим уровнем заболеваемости со­ставляет в год около 3,2 млрд долларов США (из них 1,9 млрд для стран Африки) (World malaria re­port, WHO, Geneva, 2005). Шигеллез, сальмонеллез, кампилобактериоз, эшерихиоз имеют глобальное распространение. Однако, если до 70-х годов XX в. доминировали бактериальные инфекции (дифте­рия, скарлатина, брюшной тиф, коклюш и т.д.), то к концу столетия главенствующие позиции стали за­нимать болезни вирусной этиологии.
ВИЧ-инфекция стоит в ряду серьезнейших проблем человечества XXI в. Эта болезнь приоб­рела глобальное распространение и представляет угрозу социально-экономическому развитию мно­гих стран. По экспертной оценке ЮНЭЙДС и ВОЗ, основанной на далеко не полных данных, в нача­ле XXI в. в мире насчитывается более 42 млн ВИЧ- инфицированных, в т.ч. более 38 млн взрослых и более 3 млн детей в возрасте до 15 лет.
42
ВИЧ-инфекцией поражено 210 стран мира. Из общего числа ВИЧ-инфицированных наи­большее количество (около 30 млн) зарегистри­ровано на африканском континенте, 6 млн — в Южной и Юго-Восточной Азии, 3 млн — на амери­канском континенте, более 1,6 млн — в Западно­Тихоокеанском регионе, более 1,7 млн — в Евро­пе (Западном и Центрально-Азиатском регионе), 675 тыс. — в регионе Восточного Средиземномо­рья.
Ежегодно в мире регистрируются около 5 млн человек, впервые инфицированных ВИЧ, в т.ч. около 1 млн — дети в возрасте до 15 лет. При этом наибольшее их число (около 5 млн) также от­мечается в Африканском регионе (преимуществен­но, в тропической Африке), около 700 тыс. — в ре­гионе Южной и Юго-Восточной Азии, 255 тыс. — в Американском регионе и т.д. Около 24 млн человек уже умерло от СПИДа. При этом ежегодно от СПИ­Да погибает более 3 млн человек, в т.ч. более 0,5 млн детей до 15 лет.
Основные особенности ВИЧ-инфекции:
— половой путь передачи возбудителя, который обеспечивает его распространение посредством естественного, повсеместно реализуемого сек­суального акта;
— возможность передачи возбудителя паренте­ральным путем при внутривенном введении наркотиков;
— многолетнее носительство ВИЧ, вследствие чего инфицированный человек в течение многих лет остается источником возбудителя инфекции для окружающих;
— пожизненный характер течения заболева­ния и неизбежный летальный исход у ВИЧ- инфицированных через 8-10 лет после зараже­ния;
— преимущественное поражение людей в репро­дуктивном и наиболее трудоспособном возрас-
те, сопровождающееся сокращением длительно­сти их жизни почти вдвое;
— преобладание заболеваний в экономически не развитых, страдающих от бедности государ­ствах, прежде всего в расположенных к югу от Сахары странах Центральной и Южной Африки; в странах, оказавшихся в эпицентре пандемии ВИЧ-инфекции, например таких, как Ботсвана или Зимбабве, уже заражен каждый четвертый взрослый;
— стремительное распространение инфекции в глобальном масштабе.
Можно назвать следующие социально­экономические последствия пандемии ВИЧ- инфекции.
Во многих странах болезнь стала основной причиной смертности населения. В связи с этим людские потери от СПИДа могут стать одной из основных причин упадка экономики и возникно­вения социальной нестабильности. По оценкам экспертов ВОЗ, уровень инфицированное™ ВИЧ 10-15 %, который уже не является редкостью, может приводить к сокращению роста ВНП на душу насе­ления до 1 % в год.
Болезнь наносит огромный социально­экономический ущерб, преимущественно поражая лиц трудоспособного возраста (в т.ч. образован­ных и квалифицированных). Потеря трудоспо­собности больных в течение нескольких лет, сни­жение численности трудоспособного населения обусловливают пропорциональное увеличение доли населения старшей и младшей возрастной группы, нуждающихся в социальной помощи со стороны общества. Гибель кормильцев от СПИДа означает, что десятки миллионов детей остаются сиротами, сотни миллионов иждивенцев теряют кормильцев.
Распространение ВИЧ-инфекции подрыва­ет основы образования в некоторых регионах Аф-
44
рики: уменьшаются средства на оплату школьного обучения, молодежь вынуждена искать работу в бо­лее раннем возрасте, учителя умирают задолго до выхода на пенсию.
Большой урон наносится сельскому хозяй­ству, которое во многих развивающихся странах обеспечивает средства к существованию для У5 всего населения (снижаются объемы выращивания товарных культур и продуктов питания).
Существенно возрастают затраты на лечение новых случаев СПИДа и другие нужды здравоох­ранения. Растущий спрос на медицинское услуги для пациентов с ВИЧ-инфекцией ложится тяжелым бременем на уже перегруженные службы здравоох­ранения; все большее количество персонала в ста­ционарах занимается больными СПИДом, в то же время людские ресурсы сектора здравоохранения постоянно сокращаются вследствие заболеваний и смерти самого медицинского персонала от этой инфекции.
Поскольку более 50% всех ВИЧ- инфицированных в мире — это молодежь в воз­расте 15-25 лет, распространение ВИЧ сокращает перспективы социального развития мирового че­ловеческого сообщества.
Таким образом, пандемия ВИЧ-инфекции представляет реальную угрозу существованию че­ловечества, неся страдания и смерть миллионам людей и подрывая прогресс и развитие во всем мире. Распространение ВИЧ становится не только важной медицинской и социально-экономической, но и политической проблемой.
Прогноз ВОЗ далек от оптимизма: в слу­чае если эффективный способ борьбы с ВИЧ- инфекций не будет найден в ближайшее время, пандемия последовательно охватит все страны мира. Прирост населения во всех странах мира за­медлится, а затем его численность станет быстро снижаться.
Глобальному распространению ВИЧ- инфекции способствует комплекс социальных причин:
— экономические кризисы, бедность и нищета на­селения;
— рост масштабов проституции (как следствие снижения уровня жизни населения) и гомосек­суализма;
— недостатки в решении проблемы воспитания, просвещения и организации досуга молодежи;
— сокращение возможностей бесплатного образо­вания и гарантий трудоустройства молодежи;
— нивелирование традиционных морально­этических ценностей, снижение роли семьи как регулятора и ограничения поведения молодежи, распространение рискованного сексуального поведения.
Распространению ВИЧ-инфекции в мире также способствуют массовые вынужденные пере­мещения населения, обусловленные:
— гражданскими войнами, революциями, непро­думанными решениями властей, ожесточенной борьбой политических группировок за власть, социальными беспорядками, нищетой, подры­вом семейной жизни и образования;
— урбанизацией, обусловившей разрыв традици­онных связей и стремление деревенского насе­ления в города;
— развитием транспорта и шоссейных дорог, вдоль которых распространяется проституция, услу­гами которой широко пользуются водители, со­вершающие дальние автомобильные рейсы, мо­бильные торговцы и прочие путешественники.
Существенным фактором глобального рас­пространения ВИЧ-инфекции стало катастрофи­ческое развитие наркомании. По неофициальной оценке Программы ООН по международному кон­тролю над наркотика ми (ЮН Д КП), ежегодно нарко­тики употребляют 3-4% мирового населения. При
этом отмечается тенденция к росту потребления наркотиков, особенно в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, в частности в Российской Федерации. В конце XX в. применение наркотиков путем инъекции было зарегистрирова­но в 110 странах. По оценкам, в мире употребляет наркотики инъекционным путем до 5 млн человек. При этом большую тревогу вызывает распростра­нение применения наркотиков в виде инъекций на территорию все большего числа развивающихся стран, где подобная практика встречалась редко.
Факторами (предпосылками) активации эпи­демического процесса ВИЧ-инфекции (как и других инфекций наружных покровов, таких как гепатиты В, С, Б и др.) являются инъекционное употребление наркотиков и гомосексуальные контакты.
Среди прочих проблем современной эпи­демиологии следует указать на необходимость пересмотра взглядов на причины перинатальной смертности, в структуре которой, согласно данным официальной статистки, инфекционные причины составляют около 7 %, тогда как, по данным много­численных исследований, инфекции являются причиной до 90% младенческой летальности. При этом этиологическими агентами чаще всего явля­ются цитомегаловирусы, энтеровирусы, листерии, микст-инфекции и др. Недооценка данного фак­тора приводит к высокой больничной и младен­ческой смертности, т.к. нарушается правильность подхода к терапии.
Развитие микробиологии, генетики, имму­нологии, молекулярной биологии в последние де­сятилетия привело к необходимости переоценки удельного веса инфекционной патологии в струк­туре общей заболеваемости человека. Оказалось, что врач с инфекционной патологией встречается гораздо чаще, чем предполагалось ранее, и соци­альное значение инфекционных болезней на со­временном этапе исключительно велико.
Едва ли не ежегодное появление новых, ранее неизвестных инфекций стало хорошим уроком, который преподнесли современной ци­вилизации представители более древних и адап­тированных форм жизни, каким является мир микроорганизмов.
В современном мире, в котором тесно взаи­мосвязаны проблемы здоровья и экономики, защи­та от инфекционных болезней не может быть огра­ниченной рамками какой-то одной страны. Защита от угрозы, вызванной инфекционными болезнями, требует совместных разносторонних и глобаль­ных действий.
Мир сегодня оказался в положении, когда эпидемии вновь бесконтрольно распространяют­ся по земному шару, но на этот раз с беспрецедент­ной скоростью — как следствие глобализации со­временной жизни. В борьбе человека и патогенных микроорганизмов неусыпная бдительность — цена выживания.
Мир возбудителей инфекционных болезней сложен, динамичен и постоянно эволюциониру­ет. Микроорганизмы быстро размножаются, ча­сто подвергаются мутациям и относительно легко адаптируются к новым условиям. Так, например, ви­русы, использующие РНК в качестве генетического материала, способны к быстрой адаптации благо­даря высокой скорости ошибок вирусных фермен­тов, которые реплицируют их геномы. РНК-вирусы явились причиной эпидемического подъема забо­леваемости многими новыми и возвращающимися инфекционными болезнями.
Эпоха стремительных глобальных и мест­ных экологических изменений вносит существен­ные коррективы в мир микроорганизмов, ускоряя процесс их естественных генетических транс­формаций и нарушая сложившийся баланс между популяциями. В круг патогенных микроорганиз­мов стали вовлекаться новые представители мира
48
микробов, в первую очередь условно-патогенные, а также микроорганизмы, устойчивые к лекарствам и вакцинам.
Основные причины повышения уровня заболеваемости инфекционными болезнями к концу XX — началу XXI в. связаны с ухудшением социально-экономических условий жизни населе­ния многих стран и экологическим неблагополу­чием планеты.
90-е годы XX в., последовавшие за распадом бывшего СССР и образованием суверенной Рос­сийской Федерации, характеризовались коренны­ми преобразованиями социально-экономических условий жизни населения и формированием новой формы общественных и экономических отноше­ний. Эти процессы, в свою очередь, предопреде­лили свойственную данному этапу исторического развития страны эпидемиологическую ситуацию.
В России ежегодно регистрируется 30­40 млн случаев различных инфекционных болез­ней, крупные вспышки дизентерии, гепатита А, брюшного тифа, сальмонеллеза. В последние де­сятилетия произошли качественные изменения структуры инфекционной патологии, существен­но расширился круг наиболее актуальных проблем эпидемиологии инфекционных (паразитарных) болезней.
Не вызывает сомнений, что, как это было и в конце XX в., в начале XXI в. инфекционные болезни будут сохранять свою высокую эпидемиологиче­скую и социально-экономическую значимость, на­нося ущерб как здоровью людей, так и экономике, дезорганизуя жизнь человеческого сообщества.
Таким образом, приходится констатиро­вать, что эпидемиология инфекционных болез­ней не только не достигла своей исторической цели — ликвидации инфекций, но, напротив, круг стоящих перед ней задач постоянно расширяет­ся. Происходит это как в силу изменения особен-

ностей инфекционной патологии под влиянием меняющихся социально-экономических условий жизни человеческого сообщества, так и в силу рас­ширения массива инфекционных нозологических форм, ставших известными в результате накопле­ния новых научных знаний.

Источник: Черкасский Б. Л., «Глобальная эпидемиология.» 2008

А так же в разделе «Эпидемиологические проблемы современности »