Понятие направленности личности

В отечественной психологии существует ряд теоретических подходов к пониманию личности, ее структуры и процесса формирования. Личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (Леонтьев А. Н., 1977) и общения (Ломов Б. Ф., 1984), изучением установок (Узнадзе Д. Н., 1961), как система отношений (Мясищев В. Н., 1960). Но несмотря на различное понимание структуры личности, общим во всех перечисленных концепциях является признание направленности как ее ведущей характеристики.

Направленность личности в одних концепциях рассматривается как «динамическая тенденция» (Рубинштейн С. Л., 1946), в других — как «динамическая организация сущностных сил человека» (Ломов Б. Ф., 1984), «доминирующее отношение» (Мясищев В. Н., 1960), «основная жизненная направленность» (Ананьев Б. Г., 1980), как смыслообразующий мотив (Леонтьев А. Н., 1977).

Большое значение направленности в структуре личности придавал С. Л. Рубинштейн, рассматривая ее как систему динамических тенденций, «которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами» (Рубинштейн С. Л., 2004, с. 519). Направленность, по Рубинштейну, соотнесена с установками. «Не будучи сама непосредственно движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе все же направленность» (Там же, с. 521). Динамические тенденции заключаются также в потребностях, интересах и идеалах.

В. Н. Мясищев рассматривал направленность в качестве одной из сторон личности наряду с уровнем развития, структурой и динамикой (Мясищев В. Н., 1960). Таким образом, по замечанию Б. Г. Ананьева, «в структуру личности В. Н. Мясищевым включается характеристика функционального развития человека» (Ананьев Б. Г., 1980, с. 37). Вышеперечисленные стороны личности составляют, по В. Н. Мясищеву, систему отношений. Направленность личности рассматривается им как «доминирующее отношение, подчиняющее себе другие и определяющее жизненный путь человека» (Мясищев В. Н., 1960, с. 415). Направленность характеризует главное в содержании личности. Она определяется соответственно положительному или отрицательному отношению личности к различным сторонам действительности.

В понятие направленности включаются «обусловленные всей общественной практикой отношения личности, то есть ее взгляды, убеждения, оценки, вкусы, интересы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности» (Там же, с. 416).

Вторым существенным моментом в характеристике личности В. Н. Мясищев считает уровень личности, «выражающий определенное функциональное и прежде всего интеллектуальное развитие личности» (Там же, с. 35). В него* входят: опыт личности, объем ее общественных связей, сложность взаимоотношений с действительностью, широта и глубина, с которой сознается и перерабатывается человеком действительность. Все эти характеристики изменяются в процессе общественного развития личности и относительно не зависят от направленности.

Личность можно считать цельной, если доминирующее отношение охватывает все ее стороны. В. Н. Мясищев указывает, что некоторые авторы различают гармоничность, согласованность частей личности и цельность как подчиненность всех свойств одному. Противоположность представляют дисгармоничность, внутренняя противоречивость и неуравновешенность.

Третьим существенным моментом личности, по В. Н. Мясищеву, является структурный аспект личности. «Ее структурная характеристика и освещает нам человека со стороны его цельности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхностности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций» (Там же, с. 36). Четвертым моментом автор считает динамику темперамента, характеризуемую степенью эмоциональности, возбудимости, силой и темпами реакций.

А. Г. Ковалев рассматривает направленность в качестве первого компонента структуры личности наряду со способами, характером и системой управления, которую обычно обозначают понятием «Я» (Общая психология, 1981). Среди компонентов направленности он выделяет различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

Наиболее детально разработана широко известная концепция о динамической, функциональной структуре личности К. К. Платонова. Направленность и отношения личности, которые проявляются как ее моральные черты, входят в социально обусловленную подструктуру личности, формируемую путем воспитания. «Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает в себя такие ее формы, как подструктура, влечения, желания, интересы, склойности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей» (Платонов К. К., 1986, с. 137).

Говоря о структуре личности, Б. Г. Ананьев и И. М. Палей в своей работе указывали, что определяющим и ведущим началом в этой структуре, доминантными структурными единицами личности являются социальные качества, сформулированные на основе статуса, социальных функций и опыта практической деятельности человека» (Палей И. М., Ананьев Б. Г., 1969, с. 50).

В своем фундаментальном исследовании «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьев пишет: «Статус и социальные функции — роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений — все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития» (Ананьев Б. Г., 1968, с. 157).

Интересны для нашего исследования некоторые аспекты понимания направленности личности JI. И. Божович — как ведущих, или доминирующих, мотивов, подчиняющих все остальные. «Структура мотивационной сферы человека сложна и многогранна. С этой точки зрения можно говорить о преобладающих мотивах, создающих направленность личности в разных сферах ее жизни и деятельности. Так, например, можно говорить о преобладающих интересах человека в области науки, искусства, профессии или в области взаимоотношений с окружающими людьми» (Божович JI. И., 1968, с. 333).

В нашем исследовании мы опираемся на понимание направленности личности, развитое в трудах Б. Ф. Ломова (1984). В соответствии с его теоретическими разработками направленность выступает как «системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад». По Б. Ф. Ломову, вся система характеристик личности выражается в ее направленности: цели, во имя которых действует личность, мотивы, субъективные отношения. «Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, способностей, одаренности, характера, волевых, эмоциональных, интеллектуальных особенностей и т. д.» (Ломов Б. Ф., 1984, с. 311).

Далее автор рассматривает мотивационную сферу личности, ее потребности, жизненные цели и способности. Под мотивационной сферой личности Б. Ф. Ломов понимает всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Эта сфера динамична и меняется в связи со многими жизненными обстоятельствами. Часть мотивов вариативны и эпизодичны, так как связаны с конкретными ситуациями и зависят от них. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, они образуют «стержень» всей сферы. В них в первую очередь и проявляется направленность личности. Смена этих мотивов происходит только при существенных изменениях условий жизни личности и ее жизнедеятельности в обществе. Нередко они оказываются настолько устойчивыми, прочными, что сохраняются в течение весьма длительного времени или даже всей жизни человека.

Мотивационно-потребностная сфера характеризует направленность личности лишь частично, она является ее исходным звеном. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. «Из всей той сложной системы об щественных отношений, в которых находится личность, она выбирает определенные их формы (или стороны), становящиеся по тем или иным причинам личностно-значимыми» (приобретающие «личностный смысл», по Леонтьеву). «Именно в сфере этих отношений и формируются жизненные цели личности» (Там же, с. 323).

Проблема направленности неразрывно связана с проблемой способностей, склонностей, одаренности и таланта. Талант «имманентно» связан с высоким уровнем направленности личности, в ее развитии склонность превращается в страстное служение избранным видам деятельности, в жизненную цель.

Направленность личности, в соответствии со взглядами Б. Ф. Ломова, имеет и другие формы проявления, такие, как субъективные отношения личности, под которыми понимаются ценностные ориентации, привязанности, симпатии, антипатии, интересы, то есть отношения личности к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет.

В ходе развития субъективных отношений формируются специфические «образования»: система предпочтений, мнений, вкусов, интересов. Б. Ф. Ломов выделяет три уровня, или порядка, измерения субъективных отношений. Базовый уровень составляют: модальность, интенсивность, широта и устойчивость. Второй уровень представлен доминантностью, когерентностью, эмоциональностью, степенью обобщенности, принципиальностью и активностью отношений. Основным измерением высшего уровня интеграции субъективных отношений является степень их сознательности. Рассматриваемый перечень измерений субъективных отношений личности важен для настоящего издания выделением доминантности. «В системе всех отношений личности выделяются доминирующие, таковыми становятся отношения, связанные с жизненными целями личности и ее ведущими мотивами» (Там же, с. 333). Именно в доминирующих отношениях, одновременно наиболее интенсивных и устойчивых, проявляется направленность личности. Это может быть отношение к труду, к общности людей, которой принадлежит личность, определенным сферам жизни общества и т. д.

Особую ценность представляет широко известная диспозиционная концепция личности, разработанная В. А. Ядовым (1975, 1979). В качестве системообразующего признака личностной структуры выделяется многообразие отношений индивида к условиям его деятельности, при этом отношения рассматриваются в виде определенной системы или целостности. По мысли автора, диспозиции личности представляют собой продукт «столкновения» потребностей и ситуаций (условий), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены. Так как диспозиции закрепляются (фиксируются) в личностной структуре в результате онтогенеза, их также можно рассмотреть в виде иерархии, выделяя первоначально четыре уровня.

В. А. Ядов в статье «О диспозиционной регуляции социального поведения личности» указывает на наличие четырех уровней диспозиционных образований. К низшему уровню относятся элементарные фиксированные установки, соответствующие установке в понимании Д. Н. Узнадзе (1961, 1966). Второй уровень диспозиционной структуры — социальные фиксированные установки — «аттитюд», или «отношение» по В. Н. Мясищеву.

Наиболее важен применительно к цели нашей работы следующий диспози- ционный уровень — общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих в целей.

Однако в своих более поздних работах (1977, \919) В. А. Ядов, основываясь на экспериментальных исследованиях, выполненных на большой выборке инженеров, пришел к выводу о наличии трех уровней диспозиционной иерархии: уровня фиксированной установки, социальной установки и ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности. Направленность интересов личности в ту или иную сферу жизнедеятельности не выделяется им в особый уровень, но представляет собой «ось», организующую иерархию ценностей в специфически индивидуализированную структуру. «Баланс направленности интересов, уровень вовлеченности в профессию, а с другой стороны — в семейно-бытовую и досуговую активность определенно детерминирует и структуру ценностных ориентаций, и различные проявления социально-установочных механизмов регуляции их поведения в этих сферах» (Ядов В. А., 1977, с. 168).

Основываясь на теоретических разработках в области структуры личности

В. Н. Мясищева, А. Г. Ковалева, Б. Ф. Ломова, В. А. Ядова, мы понимаем под направленностью личности доминирующие отношения, проявляющиеся в различных характеристиках личности: в ее мотивах, ценностных ориентациях, жизненных целях, потребностях, вкусах, а также в деятельности и в образе жизни.

Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005

А так же в разделе «Понятие направленности личности »