Фредерик Грант Бантинг

  Сэр Фредерик Грант Бантинг родился 14 ноября 1891 года в Канаде (провинция Онтарио), в семье фермера. После окончания школы в Аллистоне (АШвШи) он поступает в Торонтский университет на факультет теологии, затем меняет его на медицинский, который оканчивает в 1916 году со степенью бакалавра медицины. В том же 1916 году он уходит на войну и служит три года в канадской армии в составе медицинского корпуса, посланного в Европу.
i_047.jpg
Рис. 37. Фредерик Г. Бантинг (1891–1941)
После войны Бантинг открывает ортопедический кабинет, но успеха не имеет и подрабатывает преподавателем кафедры анатомии и физиологии университета Западного Онтарио. Что заставило его с таким упорством и неистовостью заняться поисками средства лечения диабета? Одни источники говорят, что причиной стала смерть близкого друга от сахарного диабета, другие ссылаются на неизгладимое впечатление от статей Паулеску и Соболева, третьи заявляют, что это была интуиция.
Надо сказать, что до Бантинга делались многочисленные попытки выделения вещества, позже названного инсулином. Попытки эти были неуспешны в основном по двум причинам: во-первых, инсулин подвергался полному или частичному растворению со стороны протеолитических ферментов поджелудочной железы, во-вторых, выделенный гормон был токсичным вследствие плохого очищения и вызывал тяжелые осложнения, вплоть до смертельного исхода, так что непонятно было, помогает инсулин или вызывает смерть. Во всяком случае, лечение инсулином традиционной медициной не признавалось.
Бантинг, опираясь на исследования Соболева и Паулеску, решает добиться атрофии поджелудочной железы путем перевязки ее выводных протоков (каналов), сохранив при этом островки Лангерганса неизмененными, и получить чистый экстракт клеток этих островков.
Для проведения экспериментов требовались лаборатория, помощники и подопытные животные. Ничего этого у Бантинга не было. Он обратился через знакомых к профессору физиологии Кливлендского университета Торонто Джону Маклеоду, видному специалисту в области исследований лечения диабета. Джон Маклеод с видимым презрением выслушивает Бантинга, заявляет, что попытки выделить «неуловимый гормон» бесполезны (к тому времени были известны более 600 попыток выделения инсулина), и высокомерно отказывает ему.
Весной 1921 года Бантинг снова обращается к Маклеоду с просьбой разрешить ему поработать в лаборатории хотя бы два месяца. Так как Маклеод отправлялся в Европу и лаборатория оставалась незанятой, он с неохотой согласился и отрядил в помощь Бантингу студента V курса медицинского факультета университета Торонто Чарлза Беста. Чарлз Херберт Бест и раньше на общественных началах помогал в лаборатории Маклеода и владел методом определения сахара в крови и моче. Оплачивать расходы по эксперименту профессор Маклеод отказался, зато потребовал оплатить аренду лаборатории. Все расходы по эксперименту нужно было оплачивать самому Бантингу. Так как у него не было накоплений, он, чтобы оплатить расходы по работе, распродает частично свое имущество.
Бантинг не был хирургом. Его знания в хирургии ограничивались университетским курсом, ему не хватало практических навыков, поэтому все его первые попытки перевязки протоков поджелудочной железы заканчивались неудачей – собаки умирали. Только спустя два месяца после начала эксперимента ученому удалось после перевязки протоков поджелудочной железы и ее атрофии выделить экстракт желаемых клеток. 27 июля 1921 года собаке с удаленной поджелудочной железой, с высоченным сахаром крови, находящейся в коме, ввели этот экстракт.
Уже через несколько часов было зафиксировано снижение уровня сахара в крови и моче и исчезновение ацетона. Понадобились еще 5 собак, чтобы добыть экстракт, на котором собака продержалась 5 дней. Собак больше не было. И тут Бантингу приходит в голову идея добывать инсулин из поджелудочной железы эмбрионов овец, которые в избытке имелись на бойне. С этим экстрактом собака прожила 70 дней. Это была сенсация!
После возвращения из отпуска Маклеод, не очень интересуясь результатами эксперимента, предложил Бантингу освободить лабораторию. С трудом удалось убедить его вникнуть в происшедшее. И тут, поняв величие открытия, Маклеод прозревает. Он подключает к работе весь персонал лаборатории, находит хороших химиков для поиска очистки инсулина и, в частности, известного биохимика Джеймса Коллипа, который очень быстро добился хороших результатов.
14 ноября 1921 года Бантинг и Бест сообщили о результатах своих исследований на заседании клуба «Физиологического журнала» университета Торонто, а через месяц сделали доклад в США, в Американском физиологическом обществе. Через шесть месяцев после открытия Бантинг и Бест начинают применение инсулина на людях, в наше время сказали бы – проведение клинических испытаний инсулина.
Вначале ученые ввели по 10 условных единиц инсулина себе, а затем – 13-летнему мальчику Леонарду Томпсону, умиравшему от сахарного диабета. Он был первым, кого спас инсулин. Известие о первой клинической апробации инсулина 23 января 1922 года стало международной сенсацией. Публикации о чуде Бантинга появились на страницах всех газет мира, и он стал получать тысячи писем с просьбами о спасении.
Бантинг и его помощники принимали всех, они буквально воскрешали сотни больных диабетом, особенно тех, кто уже умирал. К ним привозили полуживых, истощенных людей, приносили на руках тех, кто уже не мог ходить. Ниже представлены фотографии 3-летнего пациента Бантинга, спасенного от неминуемой смерти. До введения ему инсулина мальчик весил 7кг и был на грани смерти.
i_049.jpg
i_048.jpg
Рис.38. На первой фотографии 3-летний мальчик, на грани смерти от истощения. На второй – он же через два месяца после начала лечения инсулином
И еще один благородный поступок: Бантинг и Бест отказались от прав на патентирование изобретения, а это значило, что они отказались от неслыханных прибылей, которые могло принести производство инсулина. Они продали патент за чисто символическую цену, 1 доллар, университету Торонто, который незамедлительно начал продавать фармацевтическим компаниям лицензии на производство инсулина. Уже через несколько месяцев этот гормон стал доступен всем больным сахарным диабетом.
В 1923 году университет Торонто присвоил Бантингу степень доктора наук, избрал его профессором и открыл отделение медицинских исследований для Бантинга и Беста с высокими персональными окладами. В том же году была присуждена Нобелевская премия за открытие инсулина. Премия была присуждена Бантингу и… Маклеоду.
Открытие лекарства от диабета сопровождалось неприятной, неприкрытой и непримиримой борьбой Бантинга и Беста с одной стороны и Маклеода и сотрудников его лаборатории – с другой. Бантинг был возмущен тем, что Нобелевская премия была присуждена не Бесту, его компаньону и соратнику, а Маклеоду, заслуги которого в открытии инсулина, по мнению Бантинга, были более чем сомнительны – сдача лаборатории в аренду? Он поделился своей частью премии с Бестом, а Маклеод – с биохимиком Коллипом.
В 1930 году в Торонто был открыт научно-исследовательский институт имени Бантинга, который он и возглавил. В Канаде Бантинг стал национальным героем. В 1934 году он получил звание рыцаря в Великобритании и затем был избран членом Королевского общества в Лондоне.
Когда началась Вторая мировая война, Бантинг добровольно ушел на фронт и погиб в феврале 1941 года в авиакатастрофе. Бомбардировщик, на котором он летел, потерпел аварию над Ньюфаундлендом.
Маклеод вернулся в 1928 году в город Абердин (Шотландия), где возглавлял кафедру физиологии в университете. Здесь он и скончался в 1935 году.
Такова история открытия инсулина – лекарства, спасающего жизни многих миллионов больных сахарным диабетом.  

Источник: Дина Семеновна Ашбах, «Живая и мертвая вода против свободных радикалов и старения: народная медицина, нетрадиционные методы » 2011

А так же в разделе «  Фредерик Грант Бантинг »