2. Повреждения разорвавшимися пулями

  При взаимодействии с твердыми преградами пуля деформируется. Степень деформации может быть различной: от образования небольшой вмятины или утолщения, до полного разрушения. Если пуля значительно изменила свою форму, это отражается на форме и размерах входного отверстия на теле. Такая пуля может образовать более обширную рану.
При пробивании некоторых преград, особенно стальных, пули могут разрываться. При этом часть кинетической энергии превращается в тепловую, отчего образующиеся осколки пули разогреваются, свинцовые детали могут частично расплавляться, а некоторая часть свинца превращается в дисперсное дымообразное облако (Калмыков К.Н.,              1961). Тело человека, находящегося за преградой, поражает
ся осколками пули, ее деталями (например стальным сердечником), выбитыми осколками преграды, брызгами расплавленного свинца и его дисперсным облаком. Последнее дает отложение, похожее на копоть близкого выстрела, а мелкие осколки пули могут имитировать
отложения порошинок и повреждения от них. При разрывах пуль специального назначения, содержащих зажигательный состав, происходит еще воспламенение этого состава, вследствие чего, наряду с механическими повреждениями, может проявиться резко выраженное термическое действие.
Характер поражения компонентами разорвавшейся пули в значительной степени зависит от расстояния между преградой и телом, так как все эти компоненты имеют неодинаковую дальность полета и в полете они рассыпаются в стороны. Наиболее далеко летят крупные фрагменты оболочки и стальной сердечник, а мелкие осколки пули и выбитые осколки преграды летят на меньшее расстояние и больше отклоняются в стороны. Как показали экспериментальные исследования К.Н.Калмыкова (1961), при разрывах 7,62-мм пуль патрона образца 1943 г. в результате пробивания листа железа толщиной 5 мм, облако дисперсного свинца образует темно-серый налет на поражаемом объекте, находящемся за преградой на расстоянии до 30-50 см, брызги расплавленного свинца оставляют свои следы на расстоянии до 70 см, пламя зажигательного состава пуль специального назначения - до 5 см.
Из пробоины в преграде все компоненты разорвавшейся пули вылетают сначала кучно, поэтому, попадая в тело человека, находящегося в непосредственной близости от преграды, они причиняют одну обширную рану с большим дефектом и рваными краями, а оседающее облако свинца дает отложение, похожее на копоть близкого выстрела. В связи с этим, такие поражения могут быть похожими на ранения, причиненные выстрелом в упор или с очень близкого расстояния, на котором проявляется действие пороховых газов.
По мере увеличения расстояния и рассыпания компонентов разорвавшейся пули, образуемые ими повреждения принимают разнообразный вид. Они могут быть похожими на ранения от взрыва капсюля-детонатора или запала ручной гранаты, на ранения самодельной дробью типа "сечки", на ранения пулями разного калибра или короткой автоматической очередью. (Калмыков К.Н., 1961).
Однако, все сказанное о сходстве с другими огнестрельными повреждениями относится главным образом к их внешнему виду. Как правило, эти повреждения оказываются либо слепыми, либо частично сквозными, либо касательно-слепыми. Поэтому, при рентгенографи-
ческом исследовании в теле раненого обнаруживаются характерные осколки или детали, которые при хирургической обработке ран или при судебно-медицинском исследовании трупа изымаются и подвергаются специальному исследованию для определения их происхождения. Мелкие осколки, застрявшие в тканях одежды, также легко могут быть обнаружены рентгенографически. Данные рентгенографии в сочетании с исследованием одежды или иссеченных краев ран на металлы, и, тем более, специальное исследование извлеченных инородных тел, позволяют достоверно устанавливать истинное происхождение этих повреждений.
От рикошета компонентов разорвавшейся пули при ударе ее в непробиваемую преграду форма поражения может быть несколько иной, чем при разрыве пули вследствие пробивания преграды. Экспериментальные исследования К.Н.Калмыкова (1965), показали, что от удара в стальную плоскую преграду под углом 35-45° пули патрона образца 1943 г., как правило, разрываются, осколки и детали их рикошетируют под разными углами, а часть осколков, рассыпаясь веерообразно, скользят по поверхности преграды. Эти скользящие осколки образуют на мишени, находящейся около края преграды, продольную полосу множественных повреждений, а повреждения от остальных рикошетировавших осколков и деталей располагаются на некотором удалении от этой полосы. В целом, площадь поражения по форме похожа на треугольник или полукруг, основанием (хордой) которого является указанная полоса повреждений. Размеры площади и кучность повреждений и отложения дисперсного свинца, при этом, зависят от расстояния между мишенью и местом разрыва пули. Если пуля разрывается в непосредственной близости от тела, то кучно рикошетирующие компоненты ее вызывают такое же поражение, как и при разрыве пули в результате сквозного пробивания преграды, т.е. внешне очень похожее на ранение, причиненное выстрелом в упор или почти в упор.
К сожалению, в период Отечественной войны ни военно-полевые хирурги, ни судебно-медицинские эксперты не имели достаточных знаний о характере повреждений, причиняемых разрывающимися от удара в преграду пулями, и не знали, что такие повреждения могут быть похожими на причиненные выстрелом в упор. В связи с этим имели место случаи ошибочной диагностики и ошибочных заключений
о происхождении таких ранений. Известны случаи комиссионных экспертиз по поводу бывших ранений, полученных на фронте и признанных тогда трибуналом, как членовредительство.
В 1945 г. во время боя красноармеец Р. был ранен в правую кисть. Нештатный врач-эксперт хирург медсанбата заключил, что ранение причинено выстрелом в упор из винтовки, на что указывали рваный характер входного отверстия на ладони и интенсивное ”за- копчение” вокруг него. Р. был признан виновным в членовредительстве и осужден на длительный срок тюремного заключения. Через 18 лет дело Р. было пересмотрено. Комиссия судебно-медицинских экспертов на основании рентгенографического исследования кисти Р. пришла к выводу, что данное ранение причинено осколками пули, разорвавшейся около ладонной поверхности кисти (на снимках выявлены множественные мелкие различной формы металлические осколки). Пуля могла разорваться от удара в какую-нибудь металлическую часть винтовки, находившейся в руках Р. в момент ранения. Р. был реабилитирован.
В другом, аналогичном случае ранения красноармеец Е. так же был реабилитирован на основании комиссионной экспертизы, произведенной спустя 20 лет после ранения на фронте.
При перпендикулярном ударе винтовочной пули в броню большинство осколков рикошетирует под углом 30° и они могут лететь на расстоянии от 80 до 200-400 шагов (Филатов Н., 1926).
Важно знать, что при определенных условиях часть рикошетирующих осколков пули может лететь в обратном направлении, т.е. в сторону стрелявшего и причинить ему ранение. Такой случай расследовал в качестве дознавателя К.Н.Калмыков. В результате выстрелов короткой очередью из 7,62-мм АК в рельс железной дороги, находившийся в 5,5 м, стрелявший солдат и стоявший рядом сослуживец получили ранения осколками разорвавшейся пули. У обоих оказались слепые неглубокие ранения конечностей. Установлено, что одна из пуль попала в нижнюю часть шейки рельса и разорвалась. Часть осколков дугообразно проскользила сначала по шейке кверху, а затем по нижней части головки рельса, вследствие чего эти осколки полетели в сторону стрелявшего. 

Источник: Под редакцией проф. В.Д.Исакова, «ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ И КРИМИНАЛИСТИКЕ ( в двух томах). Том первый» 1996

А так же в разделе «  2. Повреждения разорвавшимися пулями »