3. Установление расстояния в пределах дистанции неблизкого пулевого выстрела

  С момента изучения огнестрельной травмы судебные медики и криминалисты основное внимание уделяли изучению таких признаков огнестрельных повреждений, которые позволяли определять калибр пули, направление ее движения в мишени и расстояние близкого выстрела. Расстояние в пределах дистанции неблизкого выстрела до настоящего времени лишь констатируется как факт и никак не детализируется. Зависимость характера и объема огнестрельного повреждения от скорости (кинетической энергии) пули до недавнего времени изучалась крайне недостаточно.
Объективной предпосылкой такого положения является то, что скорость и кинетическая энергия пули на первых 50-100 метрах траектории полета (фактически на расстоянии прямого выстрела) меняется незначительно, а, следовательно, и процесс взаимодействия пули с преградой остается относительно неизменным (Сташенко Е.И., 1981). Это, естественно, затрудняло выявление различий в образовавшихся повреждениях и их дифференциальную диагностику.
Кроме того, ограниченность размеров помещений для отстрела ручного огнестрельного оружия привела к тому, что подавляющее большинство исследователей ограничивалось экспериментами только с штатными боеприпасами на расстояниях 1-3 м (Матвеенко В.И. с соавт., 1971; Закарас А.П., Марченко М.И., 1982; Kijewski H., Mohle M., 1976). Примером является изучение феномена Виноградова на расстояниях экспериментальной стрельбы 1-2 метра (Марчен- ко-Прибылева С.П.,1962) или 4 м (Мовшович А.А., 1966, 1974), что для изучения дистанции неблизкого выстрела явно недостаточно.
Тем не менее, отдельные судебные медики (Петров В.П., 1952, 1958; Молчанов В.И., 1964), изучавшие огнестрельные повреждения различных органов и тканей отмечали, что по характеру и объёму огнестрельного повреждения можно судить о кинетической энергии пули и даже об оружии, из которого она выстрелена. Более того В.И.Молчанов (1964) писал, что объем огнестрельного повреждения может быть определен "длиной и площадью раневого канала, включая зону контузионных и коммоционных нарушений вокруг него".
По мнению этих исследователей для определения характера и объёма огнестрельного повреждения целесообразно использовать размеры различных элементов кожных ран или переломов костей. Наибольшую ценность, по их мнению, имеют: диаметр дефекта ткани в плоских костях черепа; наружный диаметр и площадь дефекта ткани на кожных ранах, а также поясков загрязнения и осаднения. Но как по ним определять кинетическую энергию пули они в своих работах не указывают.
Исследования последних лет, проведенные судебными медиками, непосредственно на трупах людей, показали, что между скоростными и энергетическими параметрами огнестрельного снаряда (произвольного осколка и компактного элемента) и образующимися повреждениями тканей человека существует статистически достоверная зависимость, которая может быть использована при определении расстояния неблизкого выстрела.
Так, Ю.Д.Кузнецов (1984) в своих экспериментах выявил четкую тенденцию изменения характера повреждений мягких тканях в зависимости от энергетических параметров компактного осколка. Размятие подкожной клетчатки и ссадины, например, возникали при кинетической энергии осколка 2,90-29,35 Дж, раны кожи и подкожной клетчатки при 13,83-40,40 Дж, слепые ранения мягких тканей бедра при 28,92-137,11 Дж, а сквозные ранения мягких тканей бедра при 75,44-193,36 Дж. Двусторонние дырчато-оскольчатые переломы диафиза бедренной кости образовались при энергии 191,89 + 26,69 Дж, слепые дырчато-линейные и слепые односторонние дырчато-оскольчатые переломы при 93,95 + 8,12 Дж, а только сколы слоя диафиза бедренной кости 57,67 + 3,55 Дж.
Л.В.Беляев (1985) установил, что характер и особенности огнестрельного повреждения трубчатой кости существенно влияют как условия взаимодействия огнестрельного снаряда с костью (танген- циальность раневого канала - 30,2 - 65%; уровень и сектор входа пули, соответственно, 22,2% и 28,9%), так и индивидуальные анатомические особенности конкретной кости (толщина компактного слоя - 29,8%, длина окружности ее на уровне перелома - 29,5%, вид кости (бедренная, плечевая и т.п.) - 9%, возраст - 20,1%, пол - 8,8%). Причем, ни один из факторов не влияет однозначно.
В.Д.Исаков (1984) и Ю.Д.Кузнецов (1984) в экспериментах с многослойными небиологическими и биологическими объектами установили существенное влияние подлежащих (особенно более твердых тканей) на особенности формирующегося повреждения: характер распределения частиц поражаемого объекта вокруг повреждения и величину дефекта ткани в нем (доля влияния до 40-60%)
Ю.В.Гальцев (1985, 1986) в экспериментах с низкоскоростными
  1. мм пистолетными пулями полностью подтвердил чёткую зависимость между объёмом огнестрельного повреждения (со стороны входной раны) и скоростью снаряда. Он предложил определять объём огнестрельного повреждения, как совокупность связанных и взаимосвязанных качественных и количественных признаков (элементов) повреждения, характеризующих меру ранения.

Таким образом, в настоящее время в судебной медицине имеются теоретические предпосылки, накоплен достаточный научный и экспертный опыт для практического решения вопроса о установлении расстояния неблизкого выстрела.
Отсутствие в судебной медицине работ обобщающего характера и теоретических обоснований возможных направлений определения расстояния неблизкого выстрела, делает необходимым перед изложением методики определения расстояния в пределах дистанции неблизкого пулевого выстрела дать её теоретическое обоснование.
Гносеологической основой анализа процесса образования огнестрельной раны служит философское учение о связи между структурой и отражением. Все объекты материального мира структурированы. Структурой, в соответствии с принятым в кибернетике пониманием, именуется совокупность элементов (признаков) объекта, находящихся в определенных отношениях (Винер Н., 1958). Отражение есть результат сложного материального взаимодействия одного объекта (пули) с другим (тело человека, преграда), отображающим первый. Этот результат проявляется в следах - огнестрельных ранениях или повреждениях, которые отражают особенности оставившего их объекта и условия их взаимодействия.
Применительно к огнестрельным повреждениям следует сказать, что они всегда проявляются в форме определенных структурных изменений в отображающем их объекте (теле человека, мишени) в виде: качеств, сторон, элементов и т.п.
В теории криминалистической идентификации такие признаки используются как идентификационные, поскольку они и составляют структуру исследуемого объекта. Это вполне закономерно вытекает из философской теории отражения, согласно которой отображаемое существует независимо от отображавшего и адекватно ему. Следовательно, результатом любого взаимодействия являются отображения, а данные, отображающие их содержание, - информацией.
Понятие информации основывается на двух философских категориях - отражении и разнообразии (различии). Ценность информации всегда связана с целью. Более ценной является та информация, которая приводит ближе к цели исследования, хотя получатель информации всегда испытывает неопределенность и трудности при её выявлении (Белкин Р.С., Винберг А.И., 1969 и др.).
Исходя из приведенного следует, что в огнестрельном повреждении заложена вся информация об огнестрельном снаряде, его баллистических свойствах и условиях взаимодействия с преградой (конкретными биологическими или небиологическими тканями). Носителями этой информации являются различные качественные и количественные признаки ранения (повреждения): длина раневого канала, форма и размеры входных и выходных отверстий и т.п. Количество таких признаков в огнестрельном повреждении неопределенно велико, а вот выявляемое их число пока ограничено методическими и техническими возможностями экспериментаторов. В настоящее время в экспертной практике используется достаточное количество признаков огнестрельного повреждения, позволяющее проводить дифференциальную диагностику и выявлять преимущественно простые причинно-следственные отношения. В судебной медицине эти признаки традиционно используются для решения вопросов о диагностике входного и выходного отверстий, направления раневого канала, мощности оружия, диаметре пули, количестве и очерёдности выстрелов. Реже по ним пытаются определять энергетические параметры огнестрельных снарядов, хотя исследования последних лет показывают перспективность работ в этом направлении.
Современная судебная медицина переживает период, когда несовершенство прежних, преимущественно качественных методов исследования, уже очевидна, а применение строгих количественных методов (математико-статистических) сталкивается порой с массой объективных и субъективных препятствий, на преодоление которых уйдут годы. Поэтому, на современном этапе развития судебной баллистики, как считают многие специалисты (Грановский Г.Л. и др., 1974; Винберг А.И. и др., 1988), вполне оправдано использование "полуточных" методик.
Современное естествознание дает много исходных теоретических данных для решения проблемы по определению расстояния в пределах дистанции близкого и неблизкого выстрела. Одна из них - теория моделирования, которая позволяет проанализировать отношение между образующим объектом (пулей) и следом воздействия её на человека - раной (Траубер А.С.,1878; Павлов Е.В.,1882; Огарков И.Ф., Петров В.П.,1952; Дыскин Е.А., 1972; Молчанов В.И. и др., 1990). В этом случае в качестве модели следует рассматривать ранения биоманекенов (животных, трупов людей, небиологических объектов), причиненные огнестрельными снарядами на "модельных" расстояниях при помощи штатных и редуцированных (приведенных) боеприпасов. Полученные модели (раны) в чем-то, естественно, будут отличаться от истинных ранений на близких дистанциях выстрелов у живых людей. Но, не ставя перед собой задач по изучению патофизиологических процессов огнестрельного ранения, с помощью данного метода можно детально изучить патоморфологические признаки огнестрельных ран и особенности их изменений в зависимости от скорости огнестрельного снаряда, тем более, что упруго-вязкие свойства "живых" и "мертвых" тканей в течение 3-х суток после смерти теплокровных животных или человека практически не меняются (Обысов А.С., 1971 и др.). Влияние ориентации пули в момент соударения с исследуемым объектом на объём огнестрельного повреждения можно контролировать путем предварительного отстрела редуцированных (приведенных) боеприпасов на "модельных" расстояниях по мыльным, желатиновым или пластилиновым блокам. Влияние же правильной ротации пули на объём огнестрельного повреждения проявляется лишь в конце траектории её полета, когда значительно падает её поступательное движение, но сохраняется вращательное (Резанов М.М., 1908).
Метод моделирования огнестрельных ранений на мишенях и био- маникенах при помощи редуцированных боеприпасов на "модельных" дистанциях позволяет контролировать условия взаимодействия пули с тканями тела в момент соударения, а также учитывать прочностные свойства биологических тканей. Этот метод позволяет производить серии опытов в стандартных и контролируемых условиях.
В настоящее время установлено, что:
  1. Объём огнестрельного повреждения в теле человека может быть определен как пространственно ограниченная совокупность связанных и взаимосвязанных качественных и количественных признаков, относительных показателей, характеризующих меру конкретного огнестрельного повреждения (ранения). Это определение применимо к близкой и неблизкой дистанции выстрела.
  2. Объём огнестрельного повреждения определяется баллистическими свойствами огнестрельного снаряда (скоростью, массой, калибром и т.п.), характером передачи и трансформации тканями энергии (направление движения, время действия и т.п.), а также характеристики тканей поражаемой области тела (плотность, эластичность, толщина и т.п.).
  3. Объём огнестрельного повреждения в теле человека зависит от дистанции и расстояния выстрела.

Отсюда, если объём огнестрельного повреждения зависит от расстояния пулевого выстрела и может быть выявлен минимальной совокупностью взаимосвязанных признаков, то он должен отображать не только характер передачи и трансформации энергии пули конкретным биологическим тканям в поражаемой области, но и нести информацию о баллистических характеристиках огнестрельного снаряда, в частности, о скорости, кинетической энергии и пр. Следовательно, при контролируемых и стандартных условиях взаимодействия определенной (не фрагментировавшейся) пули с конкретными биологическими тканями тела человека объём огнестрельного повреждения будет определяться в основном её скоростью. Значит, установив объём огнестрельного повреждения биологической ткани, можно определить эквивалентные ему показатели скорости и кинетической энергии. Для этого нужна, прежде всего, чёткая отработка диагностических признаков огнестрельной раны (повреждения), которые, в своей совокупности, характеризовали бы конкретный объём огнестрельного повреждения, а также выработка критериев оценки условий взаимодействия пули с различными биологическими тканями.
Такими признаками (элементами) повреждения являются:
1. Для входной раны. Общий характер повреждения по протяженности (С); морфологические особенности повреждения кожи (W); формы раны со стороны эпидермиса (F); общая площадь повреждения и загрязнения со стороны эпидермиса (S1); площадь начальной части дефекта (поясок осаднения и загрязнения) (S2); площадь дефектов кожи на уровне верхних слоев дермы (узкая его часть) (S3); площадь дефекта кожи на внутренней ее поверхности (S4), а также относительные показатели, например, S1: S3: S3: S2 и т.п.
  1. Для диафиза трубчатой кости. Количество свободных оскол

ков с наружным и внутренним слоями кости (К1); только с наружным слоем кости (К2) и общее количество свободных осколков (К3); количество радиальных (Тр1) и продольных (Тр2) трещин; суммарная длина трещин по периметру (El1) и внутри периметра (El2) перелома или различные относительные показатели например, El1:              El2 и
т.п.; площадь дефекта кости на входе ^д.вх) и выходе ^д.вых.) пули, площадь скола контактного слоя кости у входного ^ск.вых.) отверстий или входного и выходного концов его; характер перелома и общий вид повреждения по протяженности (Ск).
  1. Для выходного огнестрельного повреждения кожи также разработаны диагностические признаки, аналогичные входной ране.

Указанные совокупности признаков объективно отражают объёмы огнестрельных повреждений кожи и диафиза трубчатой кости и статистически значимо зависят от скорости используемой в опытах пули. Следовательно, по этим совокупностям можно судить и о баллистических характеристиках пули в момент ее взаимодействия с кожей и костью, в частности, о ее скорости и кинетической энергии. Другие физические параметры (удельная кинетическая энергия, удельный импульс и др.) могут быть легко получены расчетным путем по величине полученной скорости, массе и площади поперечного сечения пули.
Решение вопроса о расстоянии выстрела сводится к двум этапам:
1. Определению скорости по объёму причиненного ею огнестрельного повреждения в объекте. Для этого необходимо:
а)              определить вид огнестрельного снаряда и оружия;
б)              выявить объём огнестрельного повреждения по совокупности взаимосвязанных признаков ранения;
в)              воспроизвести на аналогичном объекте в экспериментах
огнестрельные повреждения при помощи редуцированных боеприпасов с заданным интервалом начальных скоростей (например, 70 м/с, 100 м/с, 200 м/с и т.д.);
г)              сопоставить исходный объём огнестрельного повреждения с экспериментальными и выбрать наиболее близкий ему , определив тем самым величину скорости;
д)              по найденной величине скорости определить путем существующих в баллистике методикам расстояние выстрела для конкретного вида оружия.
С целью выявления и количественной оценки связей признаков, характеризующих объём огнестрельного повреждения, с основными определяющими факторами (скоростью пули, общей площади раны, общей площади дефекта ткани и т.п.) целесообразно проводить корреляционный и факторный регрессионный анализы. На базе факторного регрессионного анализа составляются статистически достоверные, информационно значимые линейные и квадратичные модели (для входной кожной раны, например, достаточно 5 признаков, столько же для выходной раны; для перелома диафиза длинной трубчатой кости - 22 признака), отражающие процесс формирования объёма огнестрельного повреждения. Математическое преобразование полученных уравнений позволяет вычислить скорость пули, причинившей данное повреждение.
2. Установление расстояния выстрела расчётным способом по найденной величине скорости является вторым этапом исследований. Для этого проводится расчёт непосредственного расстояния выстрела на основе полученных показателей скорости пули с учётом её массы, данных внешней баллистики, а также топогеодезических и метеорологических условий стрельбы из конкретного экземпляра оружия (Дворянский И.А.,              1968,1970,1976), или исходя из аэроди
намических закономерностей полета пули с учётом сопротивления воздуха и баллистического коэффициента (Клименко Л.Д.,              1981),
или иными расчётными способами (Сташенко Е.И.,              1981 и др.), ко
торые достаточно детально разработаны в современной баллистике и легко осуществимы с помощью обычной вычислительной техники.
Таким образом, установление расстояния выстрела в судебной медицине основывается на изучении:              а) следов близкого выстрела (воздействия пороховых газов, копоти, порошинок т.п.); б) объёма огнестрельного повреждения, как взаимосвязанной совокупности качественных и количественных признаков, характеризующих меру ранения. Последнее имеет весьма существенное значение для определения расстояния в пределах дистанции неблизкого пулевого выстрела.
Расстояние прямого выстрела определяется преимущественно методами визирования (наиболее удобный из них - метод лазерного моделирования), поскольку на начальном отрезке траектории полета пули скорость её меняется незначительно.

Источник: Под редакцией проф. В.Д.Исакова, «ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ И КРИМИНАЛИСТИКЕ ( в двух томах). Том первый» 1996

А так же в разделе «  3. Установление расстояния в пределах дистанции неблизкого пулевого выстрела »