Медуллярный рак щитовидной железы


Медуллярный рак щитовидной железы (МРЩЖ), происходящий из парафолликулярных клеток (С-клеток), составляет менее 10% всех злокачественных поражений данной локализации. Спонтанная форма МРЩЖ наблюдается в 70–80% случаев. У остальных пациентов заболевание носит наследственный характер и может встречаться в составе синдрома множественных эндокринных неоплазий 2-го типа (МЭН2) в сочетании с феохромоцитомой и гиперпаратирозом (МЭН2А), ганглионейроматозом желудочно-кишечного тракта (МЭН2Б) или самостоятельно (семейный МРЩЖ).
В отличие от ПРЩЖ, для которого характерны перестройки RET/РТС, основная патогенетическая роль в МРЩЖ принадлежит точковым мутациям в гене RET. Герминативные мутации в гене RET впервые в 1993г. были идентифицированы у больных МЭН2 и при семейном раке [Donis-Keller H. et al., 1993]. Было установлено, что в 98% случаев МЭН2А и 85% случаев семейного МРЩЖ выявляются миссенс-мутации в экзонах 10 и 11, приводящие к замене в белке RET цистеина на другой аминокислотный остаток. Замена цистеина в полипептидной цепи приводит к изменению конформации RET и приобретению им способности образовывать гомодимеры независимо от присутствия лиганда. Таким образом достигается нерегулируемая активация RET, повышающая пролиферативную активность С-клеток. В 95% случаев МЭН2Б выявляется герминативная точковая мутация в экзоне 16 RET, приводящая к замене метионина на треонин в тирозинкиназном домене RET [Santoro M. et al., 1995]. Эти мутации также наиболее характерны для спонтанного МРЩЖ [Hofstra R. M. et al., 1994].
В случаях диагноза МЭН или семейного МРЩЖ и определения конкретной мутации для выявления носительства рекомендуется генетическое тестирование членов семьи. При МЭН2А ряд зарубежных научно-медицинских центров практикует профилактическую тироидэктомию в сочетании с паратрахеальной лимфодиссекцией всем выявленным носителям мутации по достижении ими возраста 5 лет. При МЭН2Б, характеризующемся более агрессивным течением, профилактическая тиреоидэктомия рекомендована в еще более раннем возрасте— в 2 года [Eng С. et al., 1996].
При спонтанном МРЩЖ результаты молекулярно-биологического анализа также могут оказаться информативными. По имеющимся данным, 4–6% случаев, диагностированных как спорадический МРЩЖ, могут представлять нераспознанную семейную форму заболевания с низкой пенетрантностью. При выявлении МРЩЖ и определении мутационного статуса гена RET в опухоли генетическое тестирование ближайших родственников также целесообразно. Отрицательный результат скрининга членов семьи больного в этом случае подтверждает истинно спонтанную природу заболевания.

Источник: Е.Ф. ЛУШНИКОВ, А.Ф. ЦЫБ, С. ЯМАСИТА, «РАК ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ В РОССИИ ПОСЛЕ ЧЕРНОБЫЛЯ» 2006

А так же в разделе «  Медуллярный рак щитовидной железы »