РЕЗИСТЕНТНОСТЬ, РЕАКТИВНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ


Понятия «резистентность» и «реактивность» — близкие по своему значению. Термин «резистентность» часто употребляется в иммунологии как синоним иммунитета. В настоящее время'чфезистеитность» охватывает более широкий круг представлений. Согласно теории Г. Селье [Selie Н., I960], неспецифическая резистентность представляет собой устойчивость организма скорее к повреждению вообще, чем к какому-либо отдельному повреждающему агенту или группе агентов.
Понятие «реактивность» организма весьма близко к тем представлениям, которые связываются с понятием «резистентность». Реактивность включает различные формы поведения — двигательное, пищевое, ориентировочные реакции, причем имеется в виду, что данные реакции рассматриваются как защитные и приспособительные. В общей форме взаимоотношения терминов «резистентность» и «реактивность» таковы, что реактивность обозначает в общей форме механизмы резистентности организма к вредностям, а резистентность выражает процессы реактивности как защитного приспособительного акта.
В практической медицине термин «реактивность» широко применяется для обозначения или оценки общего состояния организма. Так, в клинике внутренних и инфекционных болезней различают гиперергические (гиперреактивные) и ги- поергические (гипореактивные) болезни. Гиперергическими называют те формы заболеваний, для которых характерно более быстрое, бурное течение. Гипоергические формы заболевания — это те, которым свойственно вялое течение с неясными, стертыми признаками и слабо выраженными защитными реакциями.
Существуют различные проявления реактивности организма в зависимости от сезонных, видовых и других особенностей физиологической реактивности. Одним из наиболее характерных проявлений видовой реактивности является зимняя спячка животных. При этом резко угнетается жизнедеятельность организма, понижается обмен веществ. Существенно изменяется сопротивляемость животных к инфекциям и токсинам. Так, суслики, сурки, зараженные чумой, туберкулезом, столбнячным токсином и другими инфекциями, в состоянии спячки не болеют и не умирают от этих инфекций. При этом микробы задерживаются в месте заражения и сохраняются в течение всего времени спячки животного, не вызывая заболевания. В период зимней спячки резко увеличивается время заживления ран, меняется характер воспалительных реакций.
В настоящей книге будут рассмотрены отдельные аспекты физиологической реактивности развивающегося организма. Имеется в виду, что внешние воздействия одной и той же силы на группу детей вызывают неодинаковые изменения в организме. Так, иммунизация детей одного и того же возраста дифтерийным анатоксином приводит к активной выработке антител только у 20,3 % иммунизированных детей, у 52 % отмечается уменьшенная и у 27,7 % — слабая выработка антител. В этом выявляются физиологические особенности реактивности организма на одни и те же факторы среды.
Средовые факторы могут привести к возникновению адаптивных реакций, повышению резистентности организма к инфекционным заболеваниям, а в других случаях они являются «чрезвычайными раздражителями» (И. П. Павлов) или стрессовым фактором (Г. Селье), причем в механизме адаптации организма к средовым факторам первая реакция на их воздействие есть не что иное, как стресс, как напряжение всех защитных механизмов. Г. Селье вскрыты основные механизмы ответа организма на стрессовые раздражители. При этом возникают двоякого рода реакции: один вид — реакции специфические, связанные с качеством действующего фактора, другой — неспецифические, общие при действии различных стрессовых агентов. Совокупность характерных, стереотипных реакций организма на действие раздражителей различной модальности Г. Селье обозначил как «общий адаптационный синдром». В сущности, Г. Селье рассматриваются лишь механизмы так называемой срочной адаптации к средовым факторам. По преодолении стресса начинают развиваться собственно адаптивные реакции. Л. А. Орбели и его сотрудниками были установлены существенная роль симпатического отдела вегетативной нервной системы в приспособлении организма к средовым факторам и ее адаптационно-трофическое значение. Именно через симпатическую нервную систему происходят мобилизация энергетических ресурсов — макроэргов — в механизме не только срочной, но и долгосрочной адаптации.
Г. Селье выделил 3 стадии общего адаптационного син-. дрома. I стадия — реакция тревоги. Она связана с уменьшением объема вилочковой железы в ответ на стрессовые раздражители. Помимо этого, уменьшаются в размерах селезенка, лимфатические узлы. Данная реакция является следствием активации функции коры надпочечников и выброса в кровь значительного количества глюкокортикоидов. Во II стадии, которая обозначена как стадия резистентности, происходит развитие гиперфункции коры надпочечников. При этом образование и секреция кортикостероидов существенно повышаются.
В случае, когда действие стрессорного агента незначительно по своей силе или оно прекращается, вызванные им изменения постепенно нормализуются. Однако, если чрезвычайные факторы внешней среды продолжают действовать, адаптивные механизмы истощаются, что может привести к гибели особи. III стадия обозначена Г. Селье как стадия истощения.
Стресс не обязательно может привести к возникновению заболевания. В том случае, если стрессовое воздействие не является сильным, а адаптивные возможности организма достаточно велики, заболевание не возникает. Более того, в результате такого воздействия может увеличиться сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам среды.
Основная заслуга Г. Селье состоит в том, что он вскрыл исключительно важную роль гипофизарно-надпочечниковой системы в механизме общего адаптационного синдрома.
В многочисленных исследованиях показано, что действие средовых факторов на организм связано с возникновением срочной реакции на стрессовые раздражители. Но тогда, когда один из средовых факторов или их совокупность осуществляют длительное воздействие, в организме происходят изменения, которые приводят к так называемым долгосрочным изменениям, обусловленным перестройкой тканевого метаболизма,— повышением синтеза* макроэргов, нуклеиновых кислот и белков, увеличением количества в клетках митохондрий [Меерсон Ф. 3., 1973, 1978]. Однако долгосрочные механизмы адаптации затрагивают и регулирующие звенья — как нервные, так и гуморальные.
Ниже будут разбираться механизмы срочной и долгосрочной адаптации развивающегося организма, направленные на увеличение его резистентности к инфекционным заболеваниям, к различным средовым воздействиям.

Источник: Празников В. П., «Закаливание детей дошкольного возраста.—» 1988

А так же в разделе «РЕЗИСТЕНТНОСТЬ, РЕАКТИВНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ »