ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЕМ

  Плавание, начиная с самого раннего возраста,— одна из сильных форм воздействия на развивающийся организм. Плавание — это сочетанное воздействие воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка.
Плавание — не только закаливающая процедура, но и обучение способности держаться на воде и перемещаться по ее поверхности.
Плавание детей дошкольного возраста (5—7 лет) издавна использовали как меру закаливания. В последние годы плаванию начали обучать в детских садах начиная с 3 лет (г. Волгодонск) и детей первого года жизни в водолечебницах детских поликлиник различных городов.
В настоящее время выявлены особенности влияния плавания на характер деятельности различных функциональных систем, на физическое развитие и заболеваемость детей. Показано, что систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие у 93,5 % детей. При этом увеличились по сравнению с незакаливающимися детьми линейные и весовые показатели, жизненная емкость легких, силовые характеристики скелетных мышц [Осокина Т. И., 1961, 1978].
Это позволило обоснованно рекомендовать плавание для детей с 5 лет в бассейнах детских садов [Спирина В. П., 1978; Осокина Т. И., 1978].
В настоящее время имеется лишь несколько научных исследований по вопросам физиологии и клиники адаптации детей первого года жизни и закаливания плаванием [Пр азни- ков В. П., 1978—1987; Александрович Н. Ж., Родничен- ко Н. Н., 1982].
Ранее было показано, что дети первых месяцев жизни при поддержке взрослых могут удерживаться на поверхности воды [Фирсов 3. П., 1978; Harcout R., 1963].
В настоящее время еще отсутствует единая научно обоснованная точка зрения на методику использования плавания для закаливания детей первого года жизни. Так, методические рекомендации «Плавание грудных детей» (1978) предлагают проведение плавания детей в домашней ванне или в водолечебницедетских поликлиник, начиная с 14—17 мин в возрасте 1 мес и до 1 часа 17 мин ежедневно в возрасте 12 мес.
Столь большая длительность ежедневного плавания (например, более часа) оказалась чрезмерной, в связи с чем время пребывания ребенка в воде в настоящее время уменьшено. Периодичность его составляет 3 раза в неделю не более 15 мин для детей 12 мес жизни.

Рис. 25. Особенности гемодинамики у ребенка 5 лет, часто болеющего респираторными заболеваниями. А — до проведения курса рефлексотерапии; Б — после проведенного курса рефлексотерапии. 1
— ЭКГ, 2 — ФКГ; дифференцированная реоплетизмограмма правой
(3) и левой (4) ноги. (К стр. 142).

Рис. 26. Массаж ног — поглаживание. (К стр. 148). Рис. 27. Массаж живота — поглаживание. (К стр. 148). Рис. 28. Массаж спины — поглаживание. (К стр. 149).

Рис. 29. Рефлекторное отталкивание ногами от опоры в положении
лежа на животе. (К стр. 149).
Рис. 30. Растирание прямых мышц живота. (К стр. 150).
Рис. 31. Растирание косых мышц живота. (К стр. 150).

Рис. 32. Кольцевидные растирания ног. (К стр. 150). Рис. 33. Поворот со спины на живот. (К стр. 151). Рис. 34. Массаж спины — растирание. (К стр. 151).

Рис. 35. Разминание мышц ног. (К стр. 152).
Рис. 36. Пассивное сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
(К стр. 152).
Рис. 37. Присаживание подтягиванием за согнутые в локтях руки. (К
стр. 152).

Рис. 38. Пассивное поднимание выпрямленных ног. (К стр. 152).

Рис. 39. Поддержка ребенка за предплечья при освоении позы стояния. (К стр. 153).
Рис. 40. Ползание через обруч. (К стр. 156).


Рис. 42. Приседание с по-
мощью круглой палки.
(К стр. 158).
Рис. 43. Дети передают
друг другу мяч, сидя вер-
хом на гимнастической
скамье. (К стр. 158).


Рис. 45. Упражнения с обручем. (К стр. 169).
Рис. 46. Сдувание легких предметов (бумажек, перышек, травинок)
с руки. (К стр. 178).
Рис. 47. Ребенок делает вдох на воздухе и выдыхает, погрузив рот
в воду. (К стр. 178).

Рис. 48. Ребенок делает вдох на воздухе и выдыхает под водой.
(К стр. 179).
Рис. 49. Скольжение на груди в воде. (К стр. 179).
Рис. 50. Плавание с поддерживающим средством — доской из пено-
пласта. (К стр. 180).

Рис. 51. ЭМГ разгибателей (1) и сгибателей (2) предплечья при осуществлении рефлекса Моро у здоровых детей (I)
и больных постгипоксической энцефалопатией (II).
Обычные условия (А), в воде (Б) (возраст 11 /г мес); в возрасте 4—6 мес в обычных условиях (В) и в воде (Г). Калибровка ЭМГ
300 мкВ, калибровка времени 1 с. Стрелка — момент вызова двигательной реакции. (К стр. 192).

Рис. 52. ЭМГ разгибателей (1) и сгибателей (2) предплечья и угловые перемещения в локтевом суставе (3) у здоровых
детей (I) и больных постгипоксической энцефалопатией (II).
Миотатические рефлексы (возраст 11 /2 мес) в обычных условиях (А), в воде (Б); в возрасте 4—6 мес в обычных условиях (В) и в воде (Г). Калибровка ЭМГ 300 мкВ, угловых перемещений в суставе 30°, отметка времени I с. (А стр. 192).

Рис. 53. Электромиографическая активность скелетных мышц бедра аддукторов (1) и абдукторов (2) у ребенка 2 мес жизни со спастическим синдромом постгипоксической энцефалопатии.
А — на суше при разведении бедер; Б — в воде (t + 36 °С) через 10 мин; В — на суше через 5 мин; Г — на суше через 30 мин. (К стр. 192).

Рис. 55. Блок-схема регистрации подограммы. Резисторы в цепи регистрации подограммы: 1 — пятки; 2 — носка; 3 — источник питания; 4 — многоканальный самописец; 5 — токопроводящая дорожка. (К стр. 198).

Рис. 54. Особенности гемодинамики у ребенка 5 лет в исходном состоянии (А) и после обливания ног водой (t+28 °С) на протяжении
20 с (Б).
1 — ЭКГ; 2 — ФКГ; 3 — дифференцированная реоплетизмограмма правой ноги; 4 — то же левой ноги. (К стр. 195).

Рис. 57. Кинематическая схема арочного типа тензодатчика.
1 — двухопорная арочная балка, один конец закреплен; 2 — тензорезистор, 3 — место закрепления одного конца датчика (К стр 198).

Рис. 56. Подограмма, тензограмма и угловые перемещения в коленном суставе детей 1 мес жизни (А); 5 мес жизни (Б) и 8 мес жизни (В), 10 мес (Г) и 12 мес (Д).
А: 1 — подограмма; 2 — тензограмма; 3 — угловые перемещения в коленном суставе. Б и В: 1 — тензограмма; 2 — подограмма; 3 — угловые перемещения в * коленном суставе. А и Б: а — касание пола пяткой; б — всей ступней; в — носком. В: 1' — касание пола пяткой; 2' — всей ступней; 3' — носком. А: стрелками обозначен момент приседания перед осуществлением ходьбы. Г: 1 — подограмма, 2 — угловые перемещения в суставах. Д: 1 — подограмма левой ноги; 2 — тензограмма левой ноги; 3 — подограмма правой ноги; 4 — тензограмма правой ноги: а — касание пола пяткой; б — всей ступней; в — носком. (К стр. 198).

Рис. 56. Подограмма, тензограмма и угловые перемещения в коленном суставе детей 1 мес жизни (А); 5 мес жизни (Б) и 8 мес жизни (В), 10 мес (Г) и 12 мес (Д).
А: 1 — подограмма; 2 — тензограмма; 3 — угловые перемещения в коленном суставе. Б и В: 1 — тензограмма; 2 — подограмма; 3 — угловые перемещения в коленном суставе. А и Б: а — касание пола пяткой; б — всей ступней; в — носком. В: V — касание пола пяткой; 2' — всей ступней; 3' — носком. А: стрелками обозначен момент приседания перед осуществлением ходьбы. Г: 1 — подограмма, 2 — угловые перемещения в суставах. Д: 1 — подограмма левой ноги; 2 — тензограмма левой ноги; 3 — подограмма правой ноги; 4 — тензограмма правой ноги: а — касание пола пяткой; б — всей ступней; в — носком. (К стр. 198).
Для правильного, научно обоснованного решения вопроса о методике применения плавания детей первого года жизни с целью закаливания необходимо по возможности всесторонне изучить вопросы краткосрочной и долгосрочной адаптации в этом возрасте к условиям водной иммерсии, физическое развитие, структуру заболеваемости, особенности деятельности различных функциональных систем при систематическом плавании.
В настоящем разделе приводятся в сжатом виде сведения об адаптации детей первого года жизни к условиям водной иммерсии.
В гл. 1 было показано, что двигательное поведение детей первых месяцев жизни характеризуется наличием главным образом двигательных реакций типа вздрагиваний, толчкообразных обобщенных реакций.
Данные двигательные реакции осуществляются естественно, спонтанно, как во время сна, так и во время бодрствования.
Наши исследования показали, что характер осуществления двигательного поведения детей раннего возраста в условиях водной иммерсии соответствует тому, что имеет место и на суше во время бодрствования. Отличия заключаются в частоте двигательных реакций и их интенсивности.
Установлено, что в воде в положении на спине частота двигательных реакций у детей первых 3 мес жизни увеличивается в 2 раза по сравнению с таковой на суше. В положении на груди частота движений не изменяется.
В условиях водной иммерсии в положении на спине у детей этого же возраста происходит увеличение частоты не только спонтанных двигательных реакций, но и вызванных движений типа вздрагиваний и их компонентов — рефлексов Моро и Ба- бинского. В положении на груди вызванные реакции либо не осуществляются, либо реализуются редуцированно.
Возрастание частоты естественных, спонтанных двигательных реакций в условиях водной иммерсии в сочетании с влиянием температуры воды является существенным фактором воздействия на организм развивающегося ребенка раннего возраста. Массаж и гимнастика, несмотря на то, что приводят к увеличению активности скелетной мускулатуры, все же не вызывают ее интенсификации столь выраженно и, главное, столь активно самим малышом, как в условиях «плавания» в воде.
Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая является тем вязким элементом, где реализуется двигательное поведение, формируются вестибулярные реакции и другие физиологические отправления плода. Наряду
  1. В. П. Празников

с гемотрофным питанием развивающегося плода, происходит и амниотрофное питание. Вместе с тем на последних этапах внутриутробного периода при нормально протекающей беременности плод не испытывает состояния гидроневесомости, поскольку количество амниальных вод в этих условиях не превышает 1500 мл, что не позволяет осуществить физическую реакцию выталкивания тела массой более 3 кг.
Тело ребенка первых месяцев внеутробной жизни плавуче в воде в связи с большим содержанием в тканях лецитиновых жиров. Относительная плотность тканей головы больше единицы, поэтому для проведения занятий плаванием необходимы мероприятия по удержанию головы малыша над водой.
В условиях водной среды дети первых месяцев жизни существенно меняют свое поведение. Это относится главным образом к характеру осуществления двигательных реакций.
В полном бассейне или ванне возникает состояние гидроневесомости, что приводит к ограничению гравитационной нагрузки на организм, а именно к частичному блокированию влияния гравитации на мышечные рецепторы. Возникает сенсорная депривация, что и приводит к возврату тех форм движений, которые были на более ранних этапах развития, или увеличению их частоты. Не только гидроневесомость, но и другие формы ограничения афферентной импульсации приводят к возврату древних форм движений [Орбели Л. А., Кунст- ман К. Н., 1924].
Возникновение спонтанных двигательных реакций, или, как их иначе называют, «плавательных», связано с особенностями дыхания ребенка в этом возрасте. Как во сне, так и во время бодрствования представлено периодическое дыхание (типа Чейна — Стокса), меняющееся по частоте и амплитуде вплоть до возникновения длинных экспираторных пауз (рис. 16). При урежении частоты и уменьшении амплитуды дыхания происходит реализация двигательной активности. Это связано со снижением напряжения кислорода в альвеолах легких и в плазме крови, что приводит к возникновению состояния гипоксемии. Последняя является раздражителем хеморецепторов синока- ротидных зон. Возникающая афферентная импульсация, адресуясь в ствол мозга, способствует осуществлению двигательной реакции. При этом в активность вовлекается и дыхательная мускулатура, что приводит к увеличению амплитуды и частоты дыханий. Последнее направлено на компенсацию временного и обратимого состояния гипоксемии. Таким образом, реализация двигательных реакций связана с временным обратимым состоянием гипоксемии, направлена на компенсацию, преодоление этого состояния.
При погружении ребенка первых месяцев жизни в воду происходит углубление периодического дыхания, углубление состояния гипоксемии, что и приводит к увеличению частоты двигательных реакций (см. рис. 16).
Таким образом, адаптация детей раннего возраста (до 3— 4 мес) к водной иммерсии осуществляется по крайней мере двумя путями в зависимости от положения, в котором находится ребенок. В позиции на спине нарастает периодический характер дыхания, увеличиваются частота двигательных реакций, частота сердечных сокращений. При перевороте детей из положения на спине в положение на грудь (при поддержке взрослого) имеют место диаметрально противоположные изменения физиологических параметров — снижение активности скелетной мускулатуры, снижение частоты сердечных сокращений (см. рис. 16, г).
В полных бассейнах происходит резкое снижение и тонуса скелетной мускулатуры, в особенности в положении ребенка на груди, а именно при отсутствии или существенном снижении частоты двигательных реакций.
Излагаемые изменения физиологических отправлений проявляются отнюдь не сразу при первом погружении ребенка в воду. В первые 1—2 мин увеличивается ортотонический сгибательный тонус скелетных мышц, в особенности рук, усиливаются миотатические рефлексы, хватательный рефлекс (см. рис. 16,д). Через 7—8 мин пребывания в воде снижается тонус скелетной мускулатуры, возникают первые самостоятельные двигательные реакции. Однако у 2 % детей осуществление самостоятельных движений происходит лишь на 2-м или 3-м занятии.
У младенцев, начиная с 3—4 мес в условиях полных бассейнов, продолжают оставаться элементы обобщенных двигательных реакций — компоненты рефлексов Моро и Бабин- ского. При этом происходит разведение рук и ног, а также пальцев на верхних и нижних конечностях для увеличения плавучести тела в воде. Начиная с 5—6 мес эквиваленты рефлексов Моро и Бабинского в условиях водной иммерсии утрачиваются. В тех случаях, когда малыш 4—6 мес впервые оказывается в воде, у него вновь возникают быстрые толчкообразные движения типа вздрагиваний, а именно те реакции, которые были представлены на суше только до 2%—3 мес, а затем утратились. После завершения адаптации к водной иммерсии эти движения исчезают, возникают и совершенствуются локомоторные реакции [Празников В. П., 1980, 1985].
Дети старше 3 мес используют в воде движения «кручения педалей». Данная реакция в условиях водной иммерсии, как
7*
131
правило, начинается с двигательной активности (типа вздрагиваний) — со «спонтанного» рефлекса Моро, который переходит в реакцию «кручения педалей». Как показали исследования, приведенная реакция осуществляется так же, как и прочие двигательные реакции, в результате возникновения состояния гипоксемии, образующегося при урежении периодического дыхания. Помимо этого, в ванне, заполненной водой на 1 /3, ребенок ползает. При этом он опирается руками и ногами о пол ванны. В вертикальном положении при наклоне тела ребенка вперед (для смещения центра тяжести) у детей возникает походка — реакция опоры и переноса ноги. Все перечисленные движения реализуются в условиях водной иммерсии более интенсивно, чем на суше.
Таким образом, в условиях водной иммерсии у детей первого года жизни происходит существенное увеличение частоты «спонтанных» двигательных реакций. Для осуществления движений в воде в условиях вязкой среды требуется значительно больше усилий, чем на суше. Ни массаж, ни гимнастика в этом возрасте не приводят к столь существенному увеличению активности скелетной мускулатуры, как пребывание в воде. Вместе с тем водная среда способствует расслаблению скелетной мускулатуры. Все это необходимо учитывать в комплексной оценке краткосрочной и долгосрочной адаптации к условиям водной иммерсии не только здоровых детей, но и детей с проявлениями рахита, который также приводит к снижению тонуса скелетной мускулатуры.
Методика проведения занятий плаванием. Перед занятием плаванием с детьми проводят массаж и гимнастику по методике, соответствующей возрасту. Далее методист опускает ребенка в воду, налитую в ванну. Наиболее важная часть методики относится к осуществлению поддержек ребенка в воде. В положении ребенка на спине две руки методиста располагаются под затылком головы ребенка, одновременно слегка обхватывая шею и верхнюю часть спины. Четыре пальца находятся под спиной, шеей и головой, а большие пальцы обеих рук лежат на груди (рис. 17). Можно пользоваться методом одноручной поддержки. При этом большой и указательный пальцы обхватывают шею ребенка снизу. При плавании ребенка на спине уши должны быть погружены в воду.
При плавании ребенка на груди наиболее целесообразна поддержка двумя руками головы за щеки и подбородок (рис. 18). Помимо этого, существует одноручная поддержка. При этом ладонь руки располагается под подбородком ребенка. Большой палец и четыре остальных пальца обхватывают его щеки. Вторая рука поддерживает голову за затылок.
Помимо поддержек головы ребенка непосредственно руками, допускается поддержка ребенка с помощью специального реквизита — шапочки с нашитыми на ней пенопластовыми поплавками. К шапочке пришиваются две длинные лямки, за которые методист (или родители) удерживает голову ребенка строго в горизонтальном положении. Использование для поддержки шапочки с поплавками допускается с 3—4 мес жизни ребенка.
После освоения поддержек необходимо перейти к «проводке» ребенка вдоль ванны, поворотам, перемене положения — из положения на спине в положение на груди.
Дети увереннее, лучше себя чувствуют в положении на животе. Вот почему необходимо преимущественно пользоваться этим положением. В особенности важно переводить ребенка в положение на животе при крике, плаче малыша, возникновении состояния напряжения. Это связано с тем, что в состоянии гидроневесомости в положении на спине у ребенка возникают лабиринтные рефлексы, направленные на изменение положения тела ребенка, что сопровождается негативной эмоциональной реакцией — криком, плачем.
Показано, что плавание по оптимальной методике повышает резистентность организма, снижает частоту острых респираторных заболеваний. ОРВИ имеют более легкое течение и минимальную продолжительность, реже осложняются острым бронхитом, пневмонией [Александрович Н. Ж., Родни- ченко Н. Н., 1982; Фомина В. Г. и др., 1983]. У детей, занимающихся плаванием, при меньшей частоте и тяжести острых респираторных заболеваний обнаружено более высокое содержание иммуноглобулина М в сывороточной крови, чем у детей контрольной группы [Клиорин А. И. и др., 1983]. В наших исследованиях [Фомина В. Г., Давыдова Т. В., Празни- ков В. П., 1983] показано, что у детей, занимающихся плаванием, повышается активность бактерицидных систем нейтрофилов по показателям содержания миелопероксидазы и катионных белков в нейтрофилах крови. Так, у детей, занимающихся плаванием в возрасте 12 мес, уровень катионных белков составляет 61,8 ±10 уел. ед., в контрольной группе — 41,0±6 уел. ед. (рlt;0,05).
Проведение занятий плаванием с детьми первых месяцев жизни допускается не только в водолечебнице детских поликлиник, но и в домашней ванне (после прохождения инструктажа родителей и освоения навыков поддержек и проводки детей), в воде бассейна в детской поликлинике. Это оформляется соответствующими документами. Температура воды не должна превышать температуру тела и не снижаться форсированно на протяжении года. В возрасте до 1 мес температура воды составляет 36,0—36,3 °С; в 2—3 мес — 35,5— 35,8 °С; в 4—5 мес — 34,5—35 °С. Температура воды в бассейне, где плавают дети старше 3 мес, не должна быть ниже 33—34 °С.
Противопоказания к плаванию детей первого года жизни: острые инфекционные заболевания, заболевания центральной нервной системы, постгипоксическая энцефалопатия. В особенности противопоказанием является повышенная судорожная готовность при гипертензион- ном синдроме постгипоксической энцефалопатии. 

Источник: Празников В. П., «Закаливание детей дошкольного возраста.—» 1988

А так же в разделе «  ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЕМ »