ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ КОРНИ НАСИЛИЯ  

Агрессивные и садомазохистские аспекты третьей перинатальной матрицы, являются, как это представляется, неизбежными следствиями, вытекающими из ситуации, с которой ребенок встречается в родовом канале. Направленная наружу агрессия отражает биологическую ярость организма, выживанию которого грозит удушение. Она необъяснима с точки зрения психологии и уж конечно не имеет никакого этического смысла. Это сравнимо с тем состоянием сознания, которое бы проявилось у любого из нас, если бы нас погрузили в воду, лишив тем самым дыхания. Когда данный аспект матрицы активизируется в необычных состояниях сознания, он находит свое выражение в многочисленных сценах войн, революций, избиений, бойни, пыток и различного рода злоупотреблений, в которых мы играем активную роль.
Существует также связанная с этой матрицей форма агрессии, направленной внутрь, которая обладает качеством
саморазрушения. Эта выраженная в саморазрушительных фантазиях и импульсах агрессия, по всей видимости, является интернализацией сил, изначально угрожавших нам снаружи - сокращение матки и сопротивление в родовом канале. Память о таких переживаниях живет в нас в виде ощущения эмоционального и физического ограничения и неспособности полностью радоваться жизни. Иногда она обретает форму жестокого, внутреннего судьи, требующего наказания, - той безжалостной части суперэго, которая может двигать человека к крайностям саморазрушения.
Здесь я хотел бы отметить некоторые важные различия между переживаниями, связанными со второй и третьей матрицами. В то время как в БПМ-И мы являемся исключительно жертвами, в БПМ-111 мы можем поочередно отождествляться то с жертвой, то с преступником. Вдобавок к этому, иногда мы можем быть зрителями, наблюдающими эти сцены снаружи, как это описывается в приведенном выше рассказе человека, одновременно переживавшего себя и евреем-жертвой и нацистским палачом. Люди, соприкоснувшиеся с этим аспектом процесса рождения, часто рассказывали о своих отождествлениях с жестокими милитаристскими лидерами и тиранами, такими, как Чингисхан, Гитлер, Сталин, и даже с более современными массовыми убийцами.
Садомазохистские ассоциации этой матрицы отражают связь между вызванной и причиненной болью, страданиями и сексуальным возбуждением, которые обсуждались выше. Этим объясняется характерное для садомазохизма переплетение сексуальных чувств и боли. Садизм и мазохизм никогда не существуют как явления, полностью отдельные друг от друга; напротив, они переплетены в человеческой психике и представляют собой две стороны одной медали. Как можно догадаться, в образы, связанные с садомазохистскими переживаниями, включаются сцены изнасилования, сексуальных убийств и садомазохистских практик, состоящих как в жестоком обращении с другими, так и в подвержении жестокому обращению самого себя.
 

Источник: Д.Я. Райгородский, «Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы - Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М. - 784 с.  » 2003

А так же в разделе «ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ КОРНИ НАСИЛИЯ   »