Ученический колпак


Как-то раз, насмотревшись телевизора, сосед пришел к Ен-ту. Он спросил его язвительным голосом:
  • Я вот видел передачу, и там говорили, что все великие мудрецы имели мастеров, учителей. А ты никогда не говорил о том, у кого ты научился своим премудростям.

Ен-ту ответил:
  • Я имел тысячи мастеров. Если просто перечислить их имена, то это займет месяцы, годы. А тебе еще надо успеть на вечерний сериал. Но, пожалуй, я расскажу тебе1 о грех мастерах.

Один мой мастер был вором. Тогда я жил далеко отсюда и часто ходил, чтобы посмотреть на мир. Однажды я заблудился, и когда добрался до дома, было очень поздно. Все было закрыто, а ключа я не взял. Вокруг были только одноэтажные частные домики, и я гулял по пригороду, любуясь постройками. Наконец, я увидел человека, который пытался вскрыть дверь чьего-то дома. Я спросил его, где я мог бы остановиться.
— В такое время это трудно, но ты можешь остатт.ся у меня. Конечно, если ты не против остаться у вора, — сказал он.
Я остался у этого замечательного человека на месяц. Каждую ночь он говорил: «Я иду надело. Ты отдыхай, занимайся своими исследованиями выбора». Когда он под утро возвращался, я открывал глаза и спрашивал: «Ну, как? Есть пожива?» Но он говорил: «Сегодня нет». И весело насвистывал. Он никогда не отчаивался. Когда я годами безуспешно пытался сделать свой выбор совершенным и никак не мог достичь истины, много раз наступал момен т, когда я впадал в отчаяние, терял надежду. И вдруг я вспоминал вора, который каждую ночь говорил: «Ну, сегодня у меня все получится!»
Мой второй мастер — бродячая собака. Однажды я путешествовал знойным летом. Умирая от жажды, я подошел к реке. Наклонившись, я с тал пить и увидел подбежавшую собаку. Бедняга! Она тоже страдала от жажды! Собака наклонилась над водой — и в ужасе отпрянула. Она увидела там другую собаку, свое отражение — и испугалась. Отбежав, собака залаяла. Но жажда была велика, и она вернулась. Несмотря на страх, собака прыгнула в воду, и отражение исчезло.
После этого я поступаю как эта собака. Прыгаю в ярости прямо на свои страхи.
Третьим моим мастером был маленький ребенок. Я встретил его, когда в очередной раз путешествовал, у ворот небольшого городка. Я входил в город, а ребенок шел навстречу и нес горящую свечу. Наверное, он направлялся к храму, расположенному чуть поодаль, в деревне близ города. Я спросил мальчика шутливым тоном:
  • Имеешь ли ты светильник в себе?
  • Да, сэр, — ответил он серьезно.
  • С каждой свечой случается так: бывает, что она не горит, а потом — горит. Где же источник, откуда приходит огонь?

Мальчик задул свечу и сказал:
  • Мой огонь куда-то ушел. Ответь мне, куда ?

Я был потрясен. Тогда я и потерял мою глупость. Выйдя из этого городка, я отбросил все мои ненужные знания.
Ен-ту посмотрел на соседа и улыбнулся.
  • Знаешь, у меня не было мастера, такого, как по телевизору. Но я был учеником. Вся моя жизнь, каждый мой выбор был моим мастером. Я доверял любому выбору. Я доверял облакам, деревьям... У меня не было одного мастера. У меня были миллиарды мастеров. Я учился из всех возможных источников и движений своей жизни. Ведь быть учеником — значит быть готовым учиться, быть открытым каждому выбору. Мастер — это лягушатник, где ты можешь научиться плавать. Когда ты обучен — весь океан твой! 

Источник: Котляров Л. В., «Экспресс-психотерапия в транспорте или изменения по пути  » 2005

А так же в разделе «Ученический колпак »