ЛАЗЕРНАЯ ТЕРАПИЯ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ

  Биосинхронизация временных параметров воздействия НИЛИ с эндогенными биоритмами конкретного пациента — одно из самых интересных и перспективных направлений развития техники и методологии лечения.
Любая патология в той или иной степени характеризуется десинхроно- зом, то есть рассогласованием фаз и скоростей разных функциональных и структурных процессов. По степени, характеру и виду десинхроноза можно диагностировать и прогнозировать состояние любой биосистемы. Устранение десинхронозов возможно как под влиянием естественных ритмов окружающей среды (без экологических искажений), так и путем биосинхронизированных многочастотных искусственных воздействий.
Внешние воздействия с определенной временной организацией, адекватной иерархии периодов ритмов биосистемы в каждый текущий момент, не фиксированы по абсолютным значениям, но привязаны к соотношениям частот в устойчивых стационарных режимах функционирования биосистемы (клетки, органа, организма). Соотношение частот в спектре этих сигналов соответствует иерархии периодов биоритмов целостной иерархической биосистемы. Такие сигналы способны устойчиво изменять уровни биологических, функциональных и структурных процессов и устранять десинхронозы.
Многочастотные биоритмологические (организованные по обратной связи) воздействия оказывают более значительный активационный эффект на биосинтез с устойчивым сохранением повышенного содержания белка в клетке впоследствии даже при меньшей силе и длительности, чем постоянные или одночастотные. Их суть заключается в восстановлении временной гармонии и устойчивости регуляторных систем организма. Методы биоуправляемой хронофизиотерапии позволяют оперативно учитывать индивидуальные биоритмологические особенности пациента и дозировать физиотерапевтическое воздействие (лазерное, магнитное и др.) путем модуляции его интенсивности и синхронизации в такт с ритмами кровотока.
К особенностям биоуправляемой лазерной хронотерапии следует отнести устойчивое восстановление не только общего уровня, но и нормализацию спектра ритмов микроциркуляции крови в месте патологии, благодаря чему исключается трофическая дискриминация одних клеточных элементов относительно других, восстанавливаются осмотическое равновесие, регионарный кровоток и лимфоток, ускоряется регенерация и увеличивается ее качество.
Стабильность лечебного эффекта в режиме биоуправления объясняется сохранением нормализованного спектра ритмов кровотока. Разработанный метод и его преимущества связаны, в первую очередь, с устранением причин системного характера и усилением саморегуляции в организме больного [Пат. 2117506 RU]. Наиболее важным в данном случае моментом является новый методологический подход не как статическое взаимодействие системы «организм-НИЛИ», но как синхронизация воздействия с физиологическим откликом на это воздействие. В результате чего и возникает биологическая обратная связь, общий смысл которой заключается в том, что воздействие обеспечивается с периодами физиологических ритмов, воздействие осуществляется только в те периоды, когда это необходимо. Это касается очень широкого диапазона временных интервалов, в пределах которых и происходит физиологическое регулирование гомеостаза.
Хронобиологический подход — это и учет возраста пациента (варьирование дозой лазерного воздействия), и периодические профилактические курсы лазерной терапии (весна-осень), и периодическое (ежедневное или через день) проведение процедур, и многое другое. В приведенных ниже частных методиках лазерной терапии дозы оптимизированы для возраста от 18 до 60 лет. Пожилым пациентам (старше 65 лет) и детям данные дозы должны быть снижены в среднем в 2-3 раза. В педиатрии концепция варьирования дозами еще не до конца разработана, но следует руководствоваться общим принципом — чем меньше лет, тем меньше доза.
Над обоснованием этих принципов мы не будем останавливаться, поскольку в той или иной степени данные вопросы рассмотрены в литературе. Многое стало понятно после представления нами первичного процесса взаимодействия НИЛИ с биологическими тканями как термодинамического запуска кальцийзависимых процессов [Москвин С.В., 2003—2005].
Оптимальные периоды воздействия 1,5—2 мин и 5 мин характерны для нескольких видов методик, что было определено эмпирически и проверено многолетней клинической практикой. Это обусловлено периодичностью распространения волн ионов кальция в цитозоле. Если мы прекращаем воздействие именно в данное, оптимальное время, то действуем синхронно с волной распространения кальция и обеспечиваем максимальное усиление эффекта, как бы раскачивая физиологические «качели» [Москвин С.В., Буйлин В.А., 2007].
Также известно, что во всех исследованиях, связанных с анализом временных параметров воздействия НИЛИ, независимо от области применения лазерных методов лечения хронобиологические закономерности всегда наблюдаются в изменении состояния сосудистой системы на всех уровнях, 52
в первую очередь микроциркуляции. Для того чтобы понять, как можно реализовать оптимизацию воздействия, т. е. с какими временными интервалами нам приходится иметь дело, рассмотрим более подробно хронобиологические особенности регулирования кровотока. 

Источник: Муфагед М.Л., Иванченко Л.П., Москвин С.В., Коздоба А.С., Филлер Б.Д., «ЛАЗЕРНАЯ ТЕРАПИЯ В УРОЛОГИИ» 2007

А так же в разделе «  ЛАЗЕРНАЯ ТЕРАПИЯ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ »