Вшиный (эпидемический) возвратный тиф


Острый трансмиссивный антропонозный боррелиоз, протекающий в виде нескольких приступов лихорадки, чередующихся с периодами апирексии. Воз­будитель (Borrelia recurrentis) переносится платяной вошью (Pediculus vestimen- ti); возможна его передача и головной вошью (Pediculus capitis). Больной че- « ловек является источником инфекции и особенно заразен во время приступов лихорадки. Боррелии размножаются в полости тела вши, которая становится заразной через 5 — 6 дней после их получения с кровью больного. Из организ­ма вши боррелии выходят только при ее раздавливании или нарушении покро­ва. Заражение здорового человека чаще всего происходит через поврежден­ную при расчесывании кожу, чему способствует зуд, вызываемый укусами вши. Эпидемии вшиного возвратного тифа отмечаются во время войн, голода и других социальных потрясений. В нашей стране последняя эпидемия была в конце Великой Отечественной войны. Несколько последних десятилетий в СССР, как и во многих других странах, вшиный возвратный тиф не регистрируется.
Профилактика во время эпидемических осложнений сводится к выявле­нию и ранней госпитализации больных, санитарной обработке очага заболе­вания с целью уничтожения вшей, специальной организации борьбы с завши­вленностью людей, особенно в местах их массовых скоплений и передвиже­ний.
ЛЕПТОСПИРОЗЫ
Лептоспирозы — острые инфекционные заболевания, вызываемые 188 раз­личными патогенными сероварами лептоспир, относящихся к 21 серогруппе. В СССР от людей и животных изолированы 27 сероваров, принадлежащих к 13 серологическим группам.
Актуальность лептоспирозов определяется наиболее широким распро­странением по сравнению с другими зоонозами, периодическим изменением этиологической структуры и в ряде случаев тяжелым течением. Заболевания характеризуются внезапным началом, выраженными головными и мышечны­ми болями. С момента снижения температуры может появляться желтуха. Чаще она развивается при иктерогеморрагическом лептоспирозе, который при запоздалых диагностике и лечении в 25% случаев заканчивается ле­тальными исходами. Однако встречаются также легкие и легчайшие формы. Инкубационный период колеблется от 2 до 20 дней, чаще 7 дней.
Механизм развития и проявления эпизоотического процесса (резервуар воз­будителя). Хозяевами лептоспир являются мелкие млекопитающие в при­родных очагах, синантропные грызуны, а также свиньи, крупный рогатый скот и другие домашние животные. Обычно в популяции диких штаммов леп­тоспир, выделенных от животных, характеризующихся высокой степенью ви­рулентности, содержатся и невирулентные клетки в 10 7, как и в невирулент­ной популяции — 10 7 вирулентных клеток.
У диких зверьков чаще наблюдается хроническое течение инфекции без видимых клинических проявлений с длительным в течение жизни носитель- ством лептоспир, которые выделяются с мочой. У крупного рогатого скота, помимо бессимптомных форм, имеют место проявления иктерогемоглобину- рии и желтухи. У супоросных свиноматок и реже у коров заболевание сопро­вождается абортами. Популяция каждого отдельного серовара лептоспир по­ражает главным образом популяции определенного вида животных. Этой особенностью определяются основные источники лептоспирозной инфекции. Но у совместно обитающих видов животных наблюдаются и перекрестные за­ражения.
У сельскохозяйственных животных в разных местах обнаруживают лептоспиры одних и тех же серологических групп: Pomona, Tarassovi, Hebdo- madis, Icterhaemorrhagica, Canicola. У мелких млекопитающих, кроме на­званных, выделяют лептоспиры Australis, Javanica, Autumnalis, Cynopteri, Ba- toviae, Pyrogenes. Эти серогруппы у сельскохозяйственных животных не находят.
Следовательно, с экологической точки зрения отдельные серогруппы имеют видовые свойства. Однако по официальной классификации все пато­генные лептоспиры объединены пока в один вид L. interrogan в отличие от са­профитного вида L. biflexa.
Эпидемические лептоспиры в популяции или стаде млекопитающих пере­даются от особи к особи водным путем.
В стадах свиней и крупного рогатого скота проэпизоотичивание сказы­вается на цикличном изменении этиологической структуры, свойственной виду животных. Среди свиней максимум лептоспироносителей одного серовара и минимум другого одномоментно достигают к концу 3-го года. На че­твертый год возникший в стаде иммунологический запрет к широко циркули­рующим в нем лептоспирам создает нишу для благоприятного распростране­ния находившегося в состоянии пессимума серовара. Происходит нарастание числа животных-лептоспироносителей этого серовара. Непрерывность этого циклического процесса обеспечивается постоянным в силу хозяйственной не­обходимости пополнением стада новыми животными. Подобная смена этио­логических факторов происходит и в стадах крупного рогатого скота, но раз в четыре года.
До настоящего времени отсутствуют какие-либо данные о возможности существования лептоспир в полном смысле понимания в абиотической среде. Установлено, что некоторые серовары патогенных лептоспир, очевидно, обла­дают некоей пластичностью существования, выживания во внешней среде.
На большой площади природного очага при единичной численности зверьков-хозяев из почвы, правда редко, выделяли свойственных им пато­генных лептоспир. Возможно, такое сохранение лептоспир в случае увеличе­ния численности хозяина на следующий год может оказаться «заводным клю­чом» развития эпизоотического процесса!
Таким образом, определенные серовары патогенных лептоспир, очевидно, относятся к возбудителям сапрозоонозного характера. Очаги лептоспирозов по особенностям резервуара подразделяются на природные, антропургические и смешанные.
Природные очаги лептоспирозов, обусловленные наличием инфекции сре­ди диких животных, имеют ландшафтную стадиальную приуроченность. Они располагаются преимущественно в лесной, лесотундровой зонах, а по до­линам рек и ирригационным каналам проникают в лесостепную, степную и полупустынные зоны. В пределах своего ареала они встречаются не повсе­местно, а в понижениях рельефа, где приурочены главным образом к сырым заболоченным и чрезмерно увлажненным местам. Наивысшей интенсивности лептоспирозного эпизоотического процесса и наибольшего эпидемического потенциала природные очаги достигают в летне-осенний период (июль — ок­тябрь), что связано с пиком численности мелких млекопитающих.
Антропургические очаги, в противоположность природным очагам, не имеют определенной ландшафтной приуроченности и могут возникать повсе­местно как в сельской местности, так и в городах. Антропургические очаги имеют важнейшее эпидемиологическое значение, особенно в условиях форми­рования крупных животноводческих хозяйств. Активность эпизоотического процесса возрастает летом. Манифестность инфекции при этом увеличивается. После острой инфекции через 10—20 дней у ряда особей развивается лептос- пироносительство, которое продолжается в течение нескольких месяцев и до 1 — 2 лет, у свиней практически в течение жизни. Все вышеизложенное свиде­тельствует о том, что для эпизоотического процесса лептоспироза в при­родных и антропургических очагах характерна саморегулирующаяся смена фаз резервации и эпизоотического распространения возбудителя.
Механизм заражения людей. Естественной локализацией лептоспир в ор­ганизме хозяина в зависимости от фазы болезни являются кровь, цереброспи­нальная жидкость, лимфа и различные внутренние органы, особенно почки (проксимальные и дистальные канальцы). Поэтому лептоспиры выделяются с мочой животных.
В реализации механизма эпидемической передачи лептоспир имеют ос­новное значение вода пресных водоемов и влажная почва. Лептоспиры прони­кают через поврежденную, даже незначительно, кожу и реже через слизистые верхнего отдела пищеварительного тракта (кислая реакция желудочного сока губительна для лептоспир), поэтому в заражении основное значение имеет контакт кожных покровов с водой и влажной почвой. Заражение чаще вЪего происходит в период селькохозяйственных и других работ, а также отдыха в очаге при умывании, купании и при заглатывании воды. Заражение иктеро- геморрагическим лептоспирозом чаще происходит при употреблении пищи, инфицированной мочой зараженных крыс, а также при контакте с животными- лептоспироносителями.
Проявления эпидемического процесса. Лептоспирозы встречаются почти во всех физико-географических зонах, за исключением арктической и антарктиче­ской. В СССР они зарегистрированы во всех союзных республиках. Наиболее опасными являются очаги на Кавказе и Украине.
Заболеваемость проявляется в виде спорадических случаев и эпидемиче­ских вспышек, которые возникают преимущественно в летнее время.
В природных очагах заражение людей происходит строго в летне-осенний период во время сельскохозяйственных работ, строительства на вновь осваи­ваемых территориях, в туристских походах, при рыбной ловле, охоте и др. В антропургических очагах люди инфицируются в любое время года при ухо­де за домашними и промысловыми клеточного содержания животными, на мясокомбинатах в убойном, субпродуктовом и кишечном цехах, а также сани­тарной бойне.
Возможно также внутрилабораторное заражение при работе как с лабора­торными спонтанно и экспериментально инфицированными (мыши, крысы), так и с дикими грызунами, а также непосредственно при работе с культурами лептоспир.
В многолетней динамике по 1967 г. заболеваемость в основном формиро­валась за счет вспышек. 1968—1979 гг. характеризовались спорадическими и групповыми случаями заболеваний. Начиная с 1980 г. на фоне тенденции ро­ста числа больных стали вновь появляться отдельные вспышки.
Эпидемии взрывного характера свойственны антропургическим очагам и обычно наблюдаются в виде «купальных» вспышек. Возникновение этих эпидемий определяется нарушением ветеринарно-санитарных правил при раз­мещении животноводческих ферм и летних лагерей вблизи открытых водое­мов и неправильной организации водопоя сельскохозяйственных животных. Болеют, как правило, дети и подростки.
Противоэпидемические мероприятия. В предупреждении заражения людей большое значение имеет защита естественных и искусственных водоемов от загрязнения мочой грызунов и сельскохозяйственных животных. Одной из эф­фективных мер является рациональный выбор мест для животноводческих ферм, для водопоя и купания скота. При полевых работах следует стремиться к ограничению контакта с очагами лептоспироза. При вынужденном проведе­нии занятий или работ в природных очагах необходимо предусмотреть меры индивидуальной и коллективной профилактики: пользование водонепроницае­мой обувью и рукавицами, запрещение купания, умывания и питья воды из водоемов, подозрительных на зараженность лептоспирами. Воду из таких во­доемов, используемую для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, необходи­мо обеззараживать кипячением или хлорированием.
В профилактике лептоспирозов существенное значение имеют ветеринар­но-санитарные мероприятия: своевременное выявление больных лептоспиро­зом животных, их изоляция и лечение, проведение карантинных мероприятий в хозяйствах, где имеются больные животные, соблюдение правил пастбищно­го и стойлового содержания скота, предубойный осмотр скота, санитарная экспертиза мяса. Для профилактики лептоспирозов сельскохозяйственных жи­вотных в очагах проводится их вакцинация убитой поливалентной вакциной. Систематические дератизационные мероприятия способствуют снижению ак­тивности очагов. Необходимой мерой профилактики является защита пи­щевых продуктов от заражения мочой больных животных.
При выраженной угрозе заражения людей лептоспирозом рекомендуется проведение вакцинации убитой поливалентной вакциной, которая является до­статочно эффективной.
Для успешной ликвидации эпидемического очага лептоспирозов очень важна своевременная диагностика первых случаев заболевания. Клиническая картина болезни и эпидемиологические данные позволяют заподозрить леп- тоспироз. Первый диагноз должен иметь лабораторное подтверждение.
Больные лептоспирозом подлежат госпитализации в инфекционное отде­ление госпиталя. Предусматривается прекращение контакта людей с очагом. Необходимы также активные ветеринарно-санитарные, зоогигценические, ме­лиоративные и дератизационные мероприятия, направленные на ликвидацию очага или по крайней мере снижение его активности.
Эпидемиологический надзор. Целью эпидемиологического надзора являет­ся предупреждение заболеваний в группах риска и снижение показателей забо­леваемости совокупного населения. Оценка состояния и тенденций развития эпизоотического и эпидемического процессов производится по материалам ре­троспективного эпидемиологического анализа. На Этой основе строятся упре­ждающие мероприятия по профилактике лептоспирозов, а также оперативный эпизоотологический и эпидемиологический анализ.
При появлении случая (случаев) заболевания лептоспирозами каждый больной госпитализируется. Эпидемиологическое »обследование проводится эпидемиологом районной СЭС совместно с районным инфекционистом, а так­же с представителями районной ветеринарной службы. Кровь от заболевших людей направляется срочно для серологического контроля на наличие лептос- пирозных антител в областную СЭС, которая осуществляет и микробиологи­ческую диагностику лептоспирозов. В случае появлЬния групповых заболева­ний, а также вспышек эпидемиолог, микробиолог и зоолог в комплексе с эпизоотологом из областной ветеринарной лаборатории проводят эпиде­миологическое обследование, определяют характер и интенсивность эпизооти­ческого процесса и риск заражения людей в природных очагах или среди до­машних животных. Составляют оперативный план и руководят ликвидацией вспышек. Проводят периодический контроль за интенсивностью эпизоотий в природных очагах и путем обмена информацией с органами ветеринарии среди сельскохозяйственных животных. Специализированные лептоспирозные лаборатории проводят дифференциальную микробиологическую диагностику и идентификацию выделенных лептоспир.

Источник: Беляков В. Д., Яфаев Р. X., «Эпидемиология: Учебник» 1989

А так же в разделе «Вшиный (эпидемический) возвратный тиф »