МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ВИДА ВОЗБУДИТЕЛЯ ЗАРАЗНОЙ БОЛЕЗНИ

Возбудители заразных болезней, будучи живыми ор­ганизмами, подчиняются законам эволюционного разви­тия. Все современные возбудители заразных болезней человека эволюционировали из ранее существовавших форм, и их происхождение связано с происхождением человечества от его животных предков. В этом процессе возбудители заразных болезней претерпевали изменения в зависимости от различных условий среды, вырабаты­вая специфические приспособления для сохранения свое­го вида в природе, как живых существ.
Заразные болезни тем и отличаются от всех других патологических состояний, что причиной их является жи­вой возбудитель, и возбудитель этот — паразит, приспо­собившийся к паразитированию в организме своего био­логического хозяина.
Паразитизм есть выработанное в ходе эволюции свой­ство некоторых организмов питаться и размножаться за счет живых клеток, тканей или их распада внутри жи­вых более высоко организованных существ.
Для поддержания своего вида в природе паразиты нуждаются в постоянной периодической смене своего индивидуального хозяина.
Если смена хозяина почему-либо не произойдет, то данная генерация паразита обречена на гибель. Если да­же хозяин своими активными защитными силами не убьет внутри себя паразитов, то в конце концов они по­гибнут в результате естественной смерти хозяина.
Заразные болезни представляют собой один из видов паразитизма, широко распространенного в природе. Про­цесс смены хозяев для возбудителей заразных болезней называется в эпидемиологии механизмом переда­чи инфекции (точнее было бы сказать: возбуди­теля!). •
Заражение здоровых восприимчивых людей от боль­ных, заразоносителей или зараженных животных может произойти только при определенных условиях, обеспечи­вающих осуществление различного механизма передачи инфекции при разных болезнях.
Каждый возбудитель заразной болезни специфически приспособлен произрастать й размножаться только в определенных клетках или тканях организма хозяина. При каждой инфекционной болезни возбудитель имеет свою специфическую локализацию.
В понимании этого явления следует остерегаться ви­талистических концепций, т. е. представления о какой- либо преднамеренности со стороны паразита. При обсе­менении макроорганизма в процессе заражения выжи­вают лишь те особи, которые попали в подходящие для себя условия. Остальные, естественно, погибают. Так, холерный вибрион не способен размножаться в кислом содержимом желудка и гибнет в нем. А особи, благо­получно проникшие в кишечник внутри пищевого комка или с большой порцией выпитой воды, достигают места своей естественной локализации, где они способны раз­множаться.
Приспособленность возбудителей заразных болезней к специфической локализации выработалась в ходе их биологической эволюции.
Так как для поддержания вида паразитического воз­будителя в природе необходима обязательная смена хо­зяев, или механизм передачи от зараженного к здоро­вому организму, то локализация должна быть связана с процессом заражения, т. е. с механизмом передачи.
Совершенно естественно, что выделение возбудителя из организма связано с его локализацией.
При «наружной» (поверхностной) локализации на теле человека возбудители легко отделяются в наружную среду с частицами слущившегося эпителия, отторгнуты­ми волосками, гнойным распадом и т. д. При этом воз­будитель попадает на те предметы, которые ближе всего к телу человека: на одежду, белье, постель и прочие предметы обихода. Все эти предметы оказываются фак торами передачи, через которые может произойти зара жение новых индивидуумов. Так, трахомой заражаются через общие полотенца или умывальные тазы, чесот­кой — при ношении здоровыми предметов одежды боль­ных, трихофитией — через головные уборы. Таким об­разом, механизм передачи обеспечивает не только пере­нос возбудителя в организм нового хозяина вообще, но именно на тот орган, который был заражен у предыду­щего индивидуума. Ясно, насколько это содействует со­хранению вида возбудителя. Даже в той группе инфек­ционных болезней, при которых возбудители располо­жены наиболее поверхностно, заражение путем «непо­средственного контакта» с телом зараженного организ­ма происходит при немногих болезнях. Это наблюдается при венерических болезнях и болезнях укуса (бешен­ство, содоку). Этот редко встречающийся механизм пере­дачи обеспечивает перенос возбудителя прямо в благо­приятную для его развития среду.
Более глубокая локализация возбудителей в организ­ме наблюдается в системах, имеющих постоянную связь с внешней средой при совершении необходимых жизнен­ных отправлений. Таковы дыхательная и пищеваритель­ная системы.
Естественный способ выделения возбудителя при ки­шечной локализации с фекалиями. Единственно возмож­ный путь проникновения возбудителей в кишечный тракт при проглатывании пищи или питья. И здесь локализа­ция и механизм передачи взаимно обусловливают друг друга, но здесь это происходит более сложным путем. В ходе биологической эволюции возбудители кишечных инфекций вырабатывают известную степень устойчи­вости, позволяющей им более продолжительное время противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды. Но и это свойство не может обеспечить им пол­ностью сохранение вида в природе без содействия до­полнительного фактора, который облегчил бы механизм передачи.
Весьма важным фактором оказались мухи, являю­щиеся активными переносчиками целого ряда возбуди­телей кишечных инфекций в необходимом для них на­правлении, т. е. с фекалий на пищевые продукты. То, что действительно мухи, как переносчики, являются суще­ственным фактором в сохранении вида возбудителей ки­шечных инфекций, доказывает резко выраженная сезон­ность дизентерии, брюшного тифа, холеры в умеренном климате. Весьма показательным примером в этом отно­шении является холера. Она постоянно поддерживается в жарких странах, где мушиный фактор действует круг­лый год. Когда же холера заносится в страны с умерен­ным климатом, то эпидемический процесс поддержи­вается только летом и, естественно, замирает зимой. Возбудители кишечных инфекций, эндемичных для уме­ренного климата, как брюшной тиф и дизентерия, под­держиваются как вид благодаря тому, что при них на­блюдается затяжное состояние зараженности организма (брюшнотифозное заразоносительство, «хроническая» ди­зентерия), при котором источник инфекции сохраняется от одного сезона до другого, сопровождающегося актив­ной деятельностью мух.
При локализации в дыхательных путях естественный способ выделения возбудителей осуществляется актом выдоха, а внедрение — вдыханием воздуха, зараженного капельками слизи, содержащей возбудителей. Обеспече­ние необходимой возбудителю локализации осущест­вляется при этом механизме заражения исключительно наглядно. Следует отметить, что этот механизм передачи осуществляется только в условиях коллективного образа жизни человека и практически неосуществим в природ­ных условиях среди животного мира. Следовательно, такой механизм передачи может обеспечить сохранение паразитического вида только у человека. И, действи­тельно, среди инфекций дыхательных путей нет зооноз. Это чисто человеческие инфекции.
Большая группа инфекций человека и животных со­провождается локализацией возбудителей в крови. На­сколько легко возбудителю выделиться из кишечника, дыхательных путей или с наружных покровов тела, на­столько трудно, даже невозможно выделиться естествен­ным путем из замкнутой кровеносной системы. Такая локализация оказывается возможной вследствие нали­чия в природе членистоногих — кровососущих эктопара­зитов. Выделение возбудителей в данном случае осу­ществляется насильственным высасыванием крови пере­носчиком. Внешней средой является сам переносчик. Проникновение возбудителя в кровь нового восприимчи­вого организма осуществляется тем же переносчиком при акте сосания здорового индивидуума. Таким обра­зом, даже при этой, казалось бы, недосягаемой локали­зации, механизм заражения осуществляется сравнитель­но легко и, естественно, сохранение вида возбудителя обеспечивается достаточно успешно.
В некоторых случаях эволюционный процесс разви­вался в таких условиях, что он не обеспечил особо устой­чивой формы механизма передачи. Примером в этом от­ношении является спирохета Обермейера (Л. В. Грома- шевский). Она эволюционировала, по-видимому, от спи­рохеты африканского возвратного тифа, передаваемой клещом ОтНИобогиэ тоиЬа(а путем выделения ее из полости тела клеща с коксальной жидкостью при соса­нии им крови. Когда же данная спирохета адаптирова­лась к другому переносчику — платяной вши, механизм передачи осложнился, так как вошь не выделяет спиро­хет из своей гемолимфы. Для заражения европейским возвратным тифом оказалось необходимым раздавить на себе вошь, содержащую спирохет, или повредить ее так, чтобы вытекла капелька гемолимфы и попала в расчес кожи. Понятно, что этот нелегко осуществимый механизм передачи чрезвычайно ограничивает распро­странение возвратного тифа, например, сравнительно с сыпным тифом, и значительно облегчает борьбу с ним.
В то же время часто наблюдаются очень сложные приспособления возбудителей к сохранению своего вида. При развитии тех или иных свойств паразита, обеспечи­вающих ем.у наилучший механизм передачи (смену хо­зяина), наблюдается интересное явление «компенсации». Недостаточность какого-либо механизма передачи для поддержания вида влечет появление дополнительного приспособительного фактора.
Компенсаторные механизмы могут быть очень тонки­ми и специфичными. Так, трехдневная малярия поддер­живается в умеренном климате тем, что некоторые штам­мы плазмодия длительно сохраняются в организме хо­зяина (человека) в зимний период (длинная инкубация, поздние рецидивы) до возобновления сезонной актив­ности комаров, обеспечивающих механизм передачи.
Некоторые возбудители вирусных инфекций дыха­тельных путей, при своей полной неустойчивости во
внешней среде (грипп, корь, ветрянка), выработали до­полнительную способность поражать слизистые оболочки дыхательных путей на большом протяжении и вызывать резкий раздражающий катар, ведущий к усиленным кашлевым и чихательным рефлексам у больного. При этом происходит такое обильное выбрасывание массы заразного материала, что достаточно самого кратковре­менного пребывания восприимчивого субъекта вблизи больного, чтобы обязательно произошло заражение.
Наоборот, при тех инфекциях дыхательных путей, при которых отсутствуют кашель и другие явления, рез­ко усиливающие капельный механизм передачи (скар­латина, дифтерия, менингит), существует широко рас­пространенное заразоносительство здоровых людей и другие формы скрытого и атипичного течения инфекции и т. п.
У более высоко организованных паразитов приспо­собительные механизмы бывают еще сложнее. Так, со­вершенно поразительно совпадение периода созревания яиц острицы (6—8 часов) со средней продолжительно­стью сна от того момента, когда под воздействием зуда в заднем проходе, вызываемого раздражающим секретом, выделенным самкой в момент откладки яиц, происходит загрязнение пальцев глистоносителя. Этим обеспечивает­ся механизм передачи через загрязненные яйцами руки. Яйца аскариды и власоглава становятся инвазивными через три-четыре недели после попадания в почву с фе­кальными удобрениями, т. е. как раз к моменту созре­вания первых овощей, и после этого сохраняются жизне­способными в течение ряда месяцев, т. е. по крайней мере до конца уборки урожая. '
Эти примеры показывают ту устойчивость, которую обнаруживают возбудители всех заразных болезней к нашим мероприятиям, направленным на борьбу с ними. В этом нельзя не видеть еще одного убедительного до­вода в пользу той роли, которую играет механизм пере­дачи возбудителей в сохранении их в природе. Однако тщательное изучение особенностей и специфичности ме­ханизма передачи инфекции при всех заразных болезнях позволяет определить рациональный комплекс мероприя­тий, направленных на разрыв механизма передачи, а следовательно, и уничтожение возбудителя, а вместе с тем и самой заразной болезни.
15— ¿аб
выводы
1. Возбудители заразных болезней являются живыми паразитами и для сохранения своего вида в природе ну­ждаются в периодической смене индивидуального хо­зяина.
2. Смена хозяина осуществляется специфическим для каждой заразной болезни механизмом передачи возбу­дителя, которым и поддерживается данный вид в приро­де.
3. В процессе биологической эволюции устанавли­вается соответствие специфической локализации возбу­дителей в организме и факторов внешней среды, через которые осуществляется механизм передачи.
4. Изучение специфических механизмов передачи и соответствующих закономерностей эпидемического про­цесса для разных инфекций вооружает сознательную деятельность человека на борьбу с заразными болезня­ми и их ликвидацию.

Источник: Под общ. ред. действ. чл. АМН СССР проф. Л. В. Громашевского, «МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ (УЧЕНИЕ О МЕХАНИЗМЕ ПЕРЕДАЧИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЭПИДЕМИОЛОГИИ)» 1962

А так же в разделе «МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ВИДА ВОЗБУДИТЕЛЯ ЗАРАЗНОЙ БОЛЕЗНИ »