11Император-братоубийца

в византийских летописях содержится мрачное повествование о злодеянии, совершенном одним из императоров. У этого царя был брат, отличавшийся благочестием и милосердием. Он пользовался за свою безукоризненную жизнь и справедливость любовью народа. Император возненавидел своего брата. Ему казалось, что тот хочет отнять у него корону. Придворные льстецы, чтобы получить награду от императора, плели как пауки интриги, и втихомолку шептали ему, что назревает заговор — с целью свергнуть его с престола. Напрасно брат пытался рас сеять подозрения царя и с клятвой уверял его, что никогда не хотел взять на себя бремя власти. Но император продолжал верить клевете. Обычно человек судит о других по себе самому Император решил насильно постричь его в монахи и посвятить в диаконы, чтобы лишить права занимать какую — нибудь светскую должность. Человек, слагающий духовный сан, становился в глазах народа почти вероотступником. Брат тотчас изъявил согласие, и благодарил царя за то, что тот определил ему лучшую участь — служить Небесному Царю.

Прошло несколько лет. Диакон с усердием исполнял свое священное служение, и когда брал в руки чашу с Кровью Христовой, то со слезами молился о брате. Но дьявол овладел сердцем царя — брат даже в одеянии диакона казался ему соперником, и он тайно подослал к нему убийц. Злодеяние совершилось. «Теперь я могу уснуть спокойно», — сказал царь, но в туже ночь он увидел страшный сон, подобный видению. Пред ним предстал убитый диакон, держа в руках чашу с кровью, и сказал: «Пей, брат, это моя кровь, пролитая тобой». В ужасе проснулся император, а когда снова прилег на ложе, то, едва сон смежил ему глаза, он вновь увидел брата с чашей крови, который говорил: «Ты получил, брат, то, что хотел — мою кровь, пей ее, пусть будет она сладкой для тебя».

Так продолжалось каждую ночь. Он видел брата в окровавленной одежде диакона, который вместо евхаристической чаши держал другую чашу, со своей кровью, и говорил: «Ты жаждал моей крови, я принес ее тебе, пей, брат». Затем это видение стало являться ему днем. Царь впал в мрачное уныние и однажды, в приступе отчаяния, покончил жизнь самоубийством — бросился в раскаленную печь.

Лучше ли несчастного царя поступают те, кто убивает своих собственных детей; кто нанимает убийц, чтобы ценой человеческой крови сделать свою жизнь более легкой и свободной? Видение убитого брата — невинного страдальца — как тень преследовало царя. Пусть помнят супруги, которые убивали своих детей, что эти малютки невидимо приходят по ночам к изголовью их ложа, с чашей, наполненной кровью, и говорят: « Вот, кровь, пролитая вами, пейте эту чашу до конца».

Источник: Рафаил Карелин, архим., «Как вернуть в семью потерянную радость» 2005

А так же в разделе «11Император-братоубийца »