15Плач матери

вавилонский царь Навуходоносор вторгся в Иудею и осадил Иерусалим. Огромное войско окружило город со всех сторон, как волны моря — остров. До последнего дня, пока не пал Иерусалим, осажденные защищались с отвагой и мужеством, которыми удивляли вавилонян. Иудеи ожидали помощи от египетского царя, но помощь не пришла. Когда вавилоняне ворвались в город, в Соломоновом храме шла служба, но, казалось, что Бог не слышал молитв. Иудеи надеялись, что Господь вновь поразит их врагов, как некогда поразил Синахирима, но чуда не произошло — небо безмолвствовало. Сама храбрость защитников города и упорное сопротивление оказались для них самоубийственными. Иудейский царь Седе- кия, увидев, что город пал, хотел скрыться бегством на колеснице — но куда он мог

АЛ ft-iJ 1**1 ал I I ал 1**1 ал й*1и I

скрыться от Божественной кары? Седекия был пойман, ему выкололи глаза и вместе с другими пленниками отправили в Вавилон. За что Господь наказал Город, который Он Сам избрал? За что рукой язычника сжег дивный храм — трон Божества на земле? Библия говорит об этом скупыми словами: царь и народ впали в идолослужение, даже в потайном подземелье храма приносились жертвы идолам, которых псалмопевец назвал бесами. До нас дошло древнее коптское житие пророка Иеремии, раскрывающее перед нами, как занавес, страшную тайну царя Седе- кии. Царь приносил демонам жертвы, от которых содрогались сердца у самих язычников: он вспарывал тела беременных женщин, вырывал плод и бросал его к ногам идолов, и над трупами этих детей совершал волхвова- ние. Должно быть, он надеялся с помощью демонов снова вернуть власть над всей страной, над обоими царствами: Иудеей и Израилем. Господь уничтожил ханаанские племена в наказание за человеческие жертвоприношения, а теперь царь иудеев и многие из народа превзошли жестокость хананеев: им мало было убивать детей, для своих дьявольских мистерий — они вырывали ребенка из чрева матери, заставляя обоих умирать в мучениях.

Пророк Иеремия призывал царя к покаянию, но сердце царя окаменело; он велел

бросить Иеремию в ров, наполненный нечистотами, чтобы его обличитель задохнулся там, как в топком болоте. Но Иеремия остался жив и продолжал укорять царя, однако тот оставался непоколебимым в своем упорстве. И тогда, по попущению Господню, в наказание народу, чей грех был больше, нежели грех язычников, вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим. Народ, которому через пророков были даны откровения, убивал этих пророков. Народ, которому был дан закон Моисея как свидетельство союза с Иеговой, расторг этот завет и, впав в идолопоклонство, заключил иной союз с сатаной. В храме шла служба Истинному Богу, а в подвалах храма тайно поклонялись идолам. С горы Сион священники звуками серебряных труб возвещали о наступлении праздников, а во дворце царя Седекии из животов еще живых матерей вырывали младенцев для волхвования и жертвоприношения бесам.

Навуходоносор вначале колебался: исполнять ли ему приговор Божий Иерусалиму? Он не хотел идти войной против города, который называли святым, и дважды отказывался от похода. Только услышав грозное повеление Божие в третий раз, он уже не посмел противиться и пошел со своими войсками на юг, в Иудею. Языческий царь стал карающим мечом в деснице Божией, дабы поразить отступников, стал пылающим факелом, чтобы сжечь дотла преступный город вместе с храмом. Город, который был светильником мира, превратился в пепелище. Кровь младенцев и их матерей сожгла этот город, как во времена Лота дождь из горящей серы сжег Содом и Гоморру. Оставшихся в живых иудеев победители превратили в своих рабов и отправили в Вавилонию. Пленников со всех концов Палестины вначале собрали в городе Рамма, где была гробница праматери Рахиль. Когда огромные толпы народа — юношей, девушек, матерей с детьми, окруженные псами, как стадо овец — вели на север мимо этой гробницы, то из нее послышались рыдания: как будто Рахиль оплакивала участь своих детей. Но разве только Иерусалим был запятнан кровью невинных младенцев? А теперь вся наша земля напитана этим кровавым дождем.

Слуги царя Седекии хватали несчастных женщин, как охотники зверей. В потаенных залах дворца, где стояли идолы, в присутствии царя — распорядителя кровавого пира — женщинам вспарывали животы и вырывали младенцев, будто это были не живые существа, а плоды, срываемые с деревьев и приносимые на стол гостям.

Теперь сами родители убивают своих детей, даже не думая о том, что невинная кровь, как проклятие, обернется страшной карой на них и принесет бедствия последующим поколениям.

Рахиль рыдала в гробнице, видя, как ее детей уводят в плен — в рабство и на смерть. Это —

образ Родины, называемой на всех языках «матерью», которая рыдает горькими слезами над своими убитыми детьми и их убийцами.

Источник: Рафаил Карелин, архим., «Как вернуть в семью потерянную радость» 2005

А так же в разделе «15Плач матери »