Фальсифицированные лекарства

Впервые факт фальсификации лекарственных средств в России был зарегистрирован в 1997 году. До этого считалось, что проблема поддельных лекарственных препаратов существует лишь в развивающихся странах с неустойчивой экономикой. Официально Россия в это число не входила. Однако ровно через год после выявления первой партии фальсифицированных лекарств стало понятно, что данная проблема коснулась и наших сограждан.

До недавнего времени в российском Федеральном законе «О лекарственных средствах» определение «фальсифицированное лекарство» отсутствовало как таковое. В конце 2003 года Министерством здравоохранения РФ было заявлено, что доля поддельных лекарственных препаратов составляет 8%, и законодательные органы стали дорабатывать вышеназванный закон.

Однако данная проблема, видимо, не слишком интересует законодательные органы, поскольку только на согласование формулировки «фальсифицированное лекарство» потребовалось более 2 лет. И лишь в 2004 году в Правительство РФ ушел доработанный вариант законопроекта.

Он в числе других мер предполагает внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и введение наказаний за производство и продажу фальсифицированных лекарственных средств.

По мнению экспертов, росту лекарственного фальсификата в России способствуют некоторые факторы. В первую очередь, штрафные санкции, налагаемые на производителей подделки, по сравнению с огромной прибылью от их продажи, -

неубедительная мера. Другие причины - снижение уровня жизни населения, постоянный рост цен на лекарственные препараты и отсутствие критериев оценки качества для компаний, занимающихся реализацией препаратов.

В настоящее время существует и успешно осуществляет свою деятельность множество организаций, выпускающих поддельные лекарства. Однако до сведения широкой общественности был доведен лишь один случай. Представители ряда российских министерств обвинили «лекарственного короля» Владимира Брынцалова в том, что принадлежащие ему предприятия выпускают фальсифицированные препараты.

В ответ на предъявленное обвинение Брынцалов заявил, что до конца 2004 года московский завод «Ферейн» будет закрыт. Это объяснялось экономическими соображениями: предприятие, которое на протяжении нескольких лет стабильно держалось на третьем месте по объемам производства среди российских фармацевтических организаций, в 2003 году опустилось на пятое.

Однако совсем скоро представителям средств массовой информации стало известно, что московский завод не ликвидируется полностью, а переводится на территорию структурного подразделения в подмосковный Электрогорск. Журналисты сделали логичный вывод: руководитель «Ферейн» просто переводит свое производство подальше от московских властей.

По данным Министерства здравоохранения РФ, по факту фальсификации лекарственных препаратов за 2003 год в России было возбуждено 25 уголовных дел. Введение 10%-ного налога на лекарственные препараты способно спровоцировать не только путаницу с ценами в аптеках. По мнению экспертов, данная ситуация способствует росту поддельной продукции на фармацевтическом рынке.

Особенно страшно, что обнаружить и тем более наказать таких предприимчивых производителей крайне сложно. Вследствие отсутствия правовой базы ни по одному из 25 уголовных дел по факту производства фальшивых лекарственных средств не прошло ни одного судебного слушания.

В большинстве случаев подделываются лекарства известных компаний Индии, Болгарии, Югославии, Польши, Франции. В Россию подделки попадают из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Однако и наши соотечественники не остаются в стороне. Среди препаратов отечественного производства наибольшие опасения вызвал поддельный лекарственный препарат «Нистатин».

В результате экспертизы было выявлено, что в нем отсутствовало действующее вещество. От покупки такого лекарства больной не получал ничего, кроме бессмысленной траты денег.

Разумеется, большинство случаев подделки лекарств обусловлено подпольным производством. Однако, как правило, производители фальшивых лекарств не утруждают себя тем, чтобы сделать качественную подделку. Поэтому внимательного человека должен насторожить уже внешний вид упаковки или самого лекарства.

С качественными фальшивками дело обстоит сложнее. Они могут соответствовать нормальному образцу как по внешнему виду, так и по составу. Однако произведенные нелегально, и соответственно, не прошедшие стандартный контроль, такие лекарства еще более опасны.

Столь же опасными являются лекарственные средства, произведенные на фармацевтических заводах, но при отсутствии надлежащей производственной практики. Например, по данным МВД, при производстве поддельного «Нистатина» воровали как упаковку, так и субстанцию. Не брезговали производители и пылью, которая оседала на рукаве вытяжки в процессе изготовления препарата. А затем производили в ненадлежащих условиях свое лекарство.

Помимо фальсифицированных лекарств, нередко можно встретить брак. Поэтому при каждой аптеке должен действовать так называемый приемочный контроль, чтобы

специалист имел возможность определить все недоработки и вернуть бракованное лекарство изготовителю. В случае обнаружения брака должен проводиться лабораторный анализ препарата, а также проверяться сертификат соответствия.

Россия - одна из немногих стран мира, где не ведется статистика врачебных ошибок. При этом ни один государственный орган по существу не занимается таким контролем. О количестве врачебных промахов говорит тот факт, что расхождение диагнозов врачей скорой помощи с диагнозами, установленными во время вскрытий, отмечается в 30% случаев.

Что касается сертификатов, они далеко не всегда являются гарантией качества и безопасности лекарственного средства.

Дело в том, что в настоящее время достать легальные документы не представляет особой сложности. Специалистам нередко приходилось видеть подлинные документы, а препараты оказывались поддельными.

Согласно данным Ассоциации международных фармацевтических производителей, мировой объем продаж фальсифицированных лекарств в 2003 году оценивался в 40 млрд долларов. И Россия с 8% подделок не занимает лидирующие позиции. Например, в Колумбии и Нигерии доля фальсификата на рынке составляет 40% от продаж, в Индии подделывается около 20% лекарственных средств, большинство из которых идет на экспорт.

Однако в США доля поддельных лекарств составляет около 4%, в Хорватии -2,2%, в Японии - 1,7%, а на Кубе подделки вообще встречаются крайне редко.

Каким же образом этим странам удается поддерживать такой низкий процент? В первую очередь, это объясняется жесткими штрафными санкциями. Например, законом США предусмотрено наложение штрафа за торговлю фальсифицированными лекарствами до 200 млн долларов. Кроме того, в США имеется широко развитая сеть фармакологических лабораторий, занимающихся проверкой как производимых в стране, так и импортируемых лекарств.

Помимо этого, в дополнение к законодательным и техническим средствам контроля существуют так называемые кодексы чести, в соответствии с которыми производители лекарственных препаратов не хотят потерять свое доброе имя. Не так давно хорватская компания «Плима» обнаружила на российском рынке фальсификат производимого ею препарата «Сумамед». Фирма сразу же отозвала всю отправленную на территорию Российской Федерации партию данного лекарственного препарата, оснастила его защитными наклейками и снова распространила по российским аптекам с листовками, в которых подробно рассказывалось о том, как отличить настоящее лекарство от поддельного.

Контроль проводится по трем показателям - маркировке, упаковке и описанию (внешний вид самого препарата, вес, дозировка). В большинстве случаев выявляются неправильная маркировка и описание.

Поддельные лекарства являются одной из основных проблем здравоохранения. Покупая фальшивку, человек не получает надлежащего терапевтического воздействия, в результате заболевание прогрессирует, постепенно переходя в хроническую форму.

В экстренных случаях, например при сердечных приступах или легочной недостаточности, прием поддельного лекарства может привести к смерти больного.

Наиболее простым способом избежать обмана является приобретение лекарственных препаратов в аптеках, поскольку в данном случае существенно снижается риск приобретения подделки. Что касается покупки лекарств на рынке с лотков, у дистрибьюторов или по объявлениям в газетах, это абсолютно недопустимо. В результате

такого приобретения лекарственных средств можно лишиться не только денег, но и здоровья.

Источник: Ирина Зайцева, ««Медицина, которая вас разоряет»» 2008

А так же в разделе «Фальсифицированные лекарства »