Условнорефлекторное восстановление угашенной реакции внутривенного самовведения 


Реакция внутривенного самовведения не только позволяет наиболее адекватно оценивать первично-подкрепляющие свойства наркотиков, но может быть использована для моделирования рецидивов наркоманий, а точнее, рецидивов поведения, направленного на поиск и потребление наркотиков. В этом случае используется разновидность методики, называемая "восстановлением" реакции самовведения (Gerber, Stretch, 1975; de Wit, Stewart, 1981; Wise et al., 1990; Stewart, Wise, 1992; Erb et al, 1996;NeisewanderetaL, 1996; McFarland, Ettenberg, 1997). Суть методики заключается в том, что сначала животных (чаще всего крыс) обучают определенному оперант- ному действию (например нажатию на педаль), каждое из которых приводит к внутривенной инфузии наркотика (например кокаина в дозе 0,32 мг/кг). Во время каждого теста в стандартной камере Скиннера присутствуют две педали, нажатие на одну из которых подкрепляется введением кокаина, а вторая служит для контроля оперантной активности и специфичности самовведения.
После выработки устойчивой реакции самовведения (5 дней) раствор кокаина в инфузионной системе заменяют на изотонический солевой раствор, и выработанная реакция подвергается угашению в течение 5 дней. В последующем предъявление экстероцептивных стимулов, ассоциированных с введеним кокаина, введение небольшой дозы кокаина ("прайминг"), а также стрессирующие воздействия "восстанавливают" ранее угашенную активность (явление "восстановления").
На рис. 5.17 представлены данные, показывающие, что предъявление стимулов, ассоциированных с кокаином, избирательно облегчает выбор педали, нажатие на кото-

Рис. 5.17. Влияние D-CPPene (А) и мемантина (Б) на "восстановление" ранее угашенной реакции внутривенного самовведения кокаина (крысы линии Вистар). Для "восстановления" реакции самовведения животным предъявляли обстановочные стимулы, ранее сопровождавшие внутривенные инфузии кокаина. Во время тестирования регистрировали количество нажатий на педаль, ранее ассоциированную с инфузиями кокаина (светлые столбики), и на контрольную педаль (темные столбики) За 30 мин до тестирования животным вводили о-СРРепе (1-10 мг/кг), мемантин (0,3-3 мг/кг) или физиологический раствор. Длительность теста — 180 мин. *р lt; 0,05 (тест Тыоки), по сравнению с количеством нажатий на контрольную педаль
рую ранее приводило к инфузии кокаина (Bespalov et al., 1998в). Различия между количеством нажатий на "кокаиновую" и "контрольную" педали свидетельствуют о "восстановлении" поведения, направленного на поиск кокаина. Введение антагонистов NMD А-рецепторов перед тестированием устраняет эти различия. Однако этот эффект не всегда происходит от специфического взаимодействия с механизмами условнорефлекторного "восстановления". Для мемантина (но не для D-CPPene) этот эффект сочетается с общим активирующим действием, т. е. увеличением частоты нажатий на обе педали. Очевидно, что психостимулирующие свойства канальных блокаторов (в особенности фенциклидиноподобных блокаторов) затрудняют анализ поведения животных во время "восстановления" ранее угашенной реакции внутривенного самовведения. Более того, доказана способность дизоцилпина "восстанавливать" реакцию самовведения кокаина без каких-либо дополнительных экстероцептивных или инте- роцептивных стимуляций (De Vries et al., 1998), что скорее всего отражает отмеченную выше общность стимульных свойств кокаина и дизоцилпина. 

Источник: Беспалов А. Ю., Звартау Э. Э., «Нейропсихофармакология антагонистов NMDA-рецепторов» 2000

А так же в разделе «Условнорефлекторное восстановление угашенной реакции внутривенного самовведения  »