Взаимодействие дофамина и глутамата


Взаимодействию дофамина и глутамата в базальных ядрах посвящены многочисленные экспериментальные исследования и обзоры литературы. Имеющиеся данные нередко представляются очень противоречивыми, что отнюдь не удивительно, принимая во внимание множественность подтипов рецепторов как для дофамина, так и для глутамата, а также зависимость характера взаимодействия от анатомической локализации (Krebs et al., 1991; и др.).
Для упрощения мы не будем рассматривать вклад конкретных подтипов рецепторов, а просто будем исходить из того, что действие дофамина двояко: а) усиление глутаматергического сигнала на постсинаптическом уровне; б) "фильтрация" глута- матергических входов (пресинаптическое действие).
А. В недавних исследованиях установлено, что дофамин и глутамат оказывают конвергирующие эффекты на фосфорилирование CREB (Liu, Graybiel, 1998а,б) — белка, считающегося проводником долговременной памяти на субклеточном уровне (Frank, Greenberg, 1994; см. также Sgambato et al., 1998). Синергизм между глутаматом и дофамином противоречит традиционным взглядам на дофамин как на тормоз- ный нейромедиатор. Действительно, есть свидетельства существования опосредованных D,-дофаминовым рецептором возбуждающих эффектов дофамина, высвобождаемого в вентральном стриатуме при стимуляции нейронов ВТО (Gonon, Sundstrom, 1996). Важно подчеркнуть, что эти данные не означают, что дофамин сам по себе способен запускать нейронную активность: возбуждающие эффекты амфетамина на активность нейронов стриатума ослабевают, если корковые афференты разрушены (Harasz et al., 1993; Tschanz et al., 1994). Таким образом, дофамин может усиливать активность нейронов стриатума, получающих также другие возбуждающие влияния (Gonon, Sundstrom, 1996; см. также Di Chiara, 1995, с. 98).
В целом, одна из функций дофаминергических входов заключается в способствовании выработке и/или консолидации памятных следов, оставленных глутаматерги- ческой стимуляцией. Интересно, что синергичная активация дофаминергических синапсов необходима для поддержания ДП в коллатералях Шаффера в гиппокампе (Matthies et al., 1997). У мышей, у которых отсутствуют Dt-дофаминовые рецепторы, усиление возбуждающих постсинаптических потенциалов (ДП) было относительно непродолжительным (по сравнению с нормальными животными).
Б. Роль дофамина в стриатуме почти наверняка не ограничивается усилением "слабых" входов. Пресинаптические D,- (Pennartz et al., 1992) и D- (Wan et al., 1994) дофаминовые рецепторы могут участвовать в "фильтрации" информации, поступающей в стриатум, контролируя пороговую интенсивность передаваемого сигнала. Учитывая принцип кооперативности, можно предположить, что пресинаптические дофаминовые рецепторы вносят вклад в механизмы, определяющие направление долговременных изменений синаптической эффективности в стриатуме, т. е. ДП или ДД (Calabresi et al., 1997). Пресинаптические механизмы, несомненно, играют важную роль, так как поддержание ДД связывают с уменьшением вероятности пресинаптического высвобождения нейротрансмиттеров (Choi, Lovinger, 1997).
Другой аспект дофаминового "фильтра" может быть выявлен при анализе следующих наблюдений: а) стимуляция дофаминового входа в стриатум тормозит ориентировочные реакции, вызываемые звуковым сигналом (Crescimanno et al., 1998); б) пресинаптические 02-дофаминовые рецепторы ответственны за нарушения акустической стартл-реакции дофаминомиметиками (Wan et al., 1995); в) агонисты D2-peuenTopoB снижают спонтанную локомоторную активность (Franklin, Tang, 1995). На наш взгляд, все эти факты указывают на то, что дофаминовый "фильтр" может иногда способствовать установлению порога, недостижимого для некоторых стимулов, т. е. эти стимулы теряют способность проявляться конкретными реакциями. 

Источник: Беспалов А. Ю., Звартау Э. Э., «Нейропсихофармакология антагонистов NMDA-рецепторов» 2000

А так же в разделе «Взаимодействие дофамина и глутамата »