Судебно-медицинская экспертиза отравлений


При подозрении на отравление судебно-медицинский эксперт должен в первую очередь решить, было ли оно в данном случае. Далее необходимо выяснить, какой яд вызвал отравление, каким путем он попал в организм, в какой дозе и в каком виде, явилось ли данное отравление причиной смерти. Наряду с этими основными вопросами перед экспертом могут быть поставлены и другие, вытекающие из конкретных обстоятельств происшествия.
Диагностика отравлений, закончившихся смертельным исходом, часто представляет собой сложную и ответственную задачу. Прежде, чем ответить на поставленные вопросы, эксперт должен собрать и тщательно проанализировать все материалы, относящиеся к данному случаю: следственные данные об обстоятельствах смерти, сведения о наблюдавшихся симптомах отравления, данные судебно-медицинского исследования трупа, результаты судебно-химического и других лабораторных исследований.
Интересующие эксперта следственные данные могут содержаться в протоколах допроса свидетелей, наблюдавших картину отравления, а также в протоколе осмотра места происшествия.
Из материалов дела можно получить сведения о профессии умершего, об условиях и обстановке, при которых возникло и протекало отравление, о симптомах его, при каких явлениях наступила смерть. Данные о профессии отравившегося или его родственников и знакомых могут быть использованы для выяснения источника получения яда. Существенное значение для правильной оценки результатов вскрытия трупа и дополнительных исследований имеют сведения о характере первой помощи, о вводившихся противоядиях, их составе, применявшихся лекарственных средствах. Кроме того, эксперт должен располагать результатами токсикологического анализа промывных вод, полученных при оказании медицинской помощи.
При неизвестных обстоятельствах наступления смерти большое значение приобретают данные осмотра места происшествия. В результате осмотра могут быть выявлены остатки яда на руках, в окружности рта, на одежде трупа или окружающих предметах. Остатки яда иногда обнаруживаются в оставшейся пище, питье, пустой посуде, пузырьках, вскрытых ампулах, в шприце, различного рода упаковках от лекарств. Рвотные массы и выделения (моча, кал), обнаруженные на месте происшествия, могут содержать принятый яд, поэтому они должны быть собраны в чистую стеклянную посуду и направлены следователем в судебно-химическую лабораторию.
Если отравившийся был доставлен в лечебное учреждение, то ценные для эксперта данные могут быть получены из истории болезни. Иногда записи в истории болезни оказываются единственным источником сведений об обстоятельствах отравления, сообщенных врачу самим пострадавшим. Для диагностики отравления, особенно ядами, не вызывающими заметных морфологических изменений, большое значение имеют зафиксированные в истории болезни клинические проявления и динамика развития отравления, результаты токсикологических анализов, а также сведения о вводившихся лекарственных средствах и проведенных дезинтоксикационных мероприятиях (гемосорбция, перитонеальный диализ и др.).
Большое значение в диагностике отравлений имеет судебно-медицинское исследование трупа. На вскрытии могут быть выявлены признаки, характерные для действия определенного яда или группы ядов. Исследование трупа необходимо начинать с тщательного осмотра одежды, на которой могут быть обнаружены остатки жидких и порошкообразных ядов, рвотных масс, а в карманах - склянки, коробочки, различные упаковки с остатками яда. Одежду и обнаруженные в карманах предметы, подозрительные на содержание яда, следует направить на судебно-химическое исследование.
При наружном исследовании могут быть получены ценные признаки, указывающие на характер действовавшего яда. Прежде всего обращают внимание на трупные пятна, цвет которых при отравлении некоторыми ядами может быть необычным (окись углерода, синильная кислота и ее препараты, метгемоглобинобразующие яды). Наличие пергаментных пятен на губах в виде потеков, иногда следов от брызг и капель в окружности рта, на груди и руках может свидетельствовать о приеме едких ядов (кислоты, щелочи, фенола). Яд может быть введен путем инъекции под кожу или внутримышечно, поэтому необходимо очень тщательно при достаточном освещении осматривать кожные покровы, на которых в таких случаях обнаруживаются точечные ранки от уколов иглой шприца. Естественно, должна учитываться возможность образования таких следов при оказании первой медицинской помощи или в процессе лечения. Не следует забывать и о необходимости морфологической оценки давности таких следов и соответствии их срокам возникновения предполагаемого отравления.
При внутреннем исследовании обращают внимание на посторонний запах из вскрытых полостей и от внутренних органов трупа (этанол, уксусная кислота, дихлорэтан, ацетон, синильная кислота, ФОС и др.).
Необычный цвет крови и соответствующий оттенок внутренних органов и тканей позволяет заподозрить отравление цианидами или ядами крови (окись углерода, нитраты, анилин, гидразин и др.). При отравлении едкими ядами обнаруживаются характерные воспалительные и некротические изменения со стороны слизистой оболочки языка, глотки, пищевода, желудка, иногда и тонкой кишки. Кроме того, некоторые едкие яды изменяют цвет слизистых оболочек за счет характерной окраски самого яда (азотная кислота) или образования производных гемоглобина - кислого или щелочного гематина (уксусная, соляная кислоты, едкие щелочи).
Тщательный осмотр содержимого желудка и слизистой, особенно в глубине ее складок, позволяет иногда обнаружить частицы нерастворившегося яда, кусочки ягод, листьев, клубней. Яды, вызывающие повышение проницаемости капилляров (этиленгликоль, фосфор, мышьяк и др.), приводят к образованию множественных кровоизлияний во внутренних органах и тканях. Для диагностики отравления многими ядами существенное значение имеет характер изменений в печени и почках.
Описание обнаруженных изменений со стороны внутренних органов целесообразно производить по определенной схеме:
  1. локализация изменений (название органа);
  2. форма, размеры, вес органа;
  3. содержимое - количество, характер, цвет, запах;
  4. состояние внутренней поверхности полого органа (его слизистой оболочки):              цвет, рельеф, плотность, влажность, блеск на

ложения, целость слизистого и подслизистого слоёв (наличие эрозий, язв, их локализация, форма, глубина, состояние краев, дна);
  1. состояние органа на разрезе (для паренхиматозных органов): цвет, кровенаполнение, рисунок ткани, отделяемое с поверхности разреза.

Нередко при отравлениях во внутренних органах каких-либо морфологических изменений не удается выявить или же они настолько нехарактерны, что не позволяют на основании только секционных данных диагностировать отравление. В таких случаях основное значение приобретает судебно-химическое, а, при необходимости, и другие лабораторные исследования:              гистологические, микроскопи
ческое, ботаническое, фармакологические, бактериологическое.
Полученные результаты сопоставляются с обстоятельствами дела, прижизненными проявлениями отравления, характером оказания медицинской помощи, данными судебно-медицинского исследования трупа и только после этого делается окончательный вывод о наличии отравления и яде, его вызвавшем.
Важное место в диагностике отравлений занимает судебно-химическое исследование. В зависимости от конкретного случая этому виду исследования могут подвергаться кровь, внутренние органы и их содержимое, кусочки тканей трупа (кожа с подкожной клетчаткой, мышцы), промывные воды, выделения организма, а также остатки различных веществ, обнаруженных и изъятых на месте происшествия.
При отравлении, закончившемся смертельным исходом, обязательному судебно-химическому исследования подвергаются внутренние органы с их содержимым и ткани. В зависимости от предполагаемого яда, послужившего причиной отравления, на судебно-химическое исследование направляются определенные органы, перечень которых предусмотрен Приказом Министра здравоохранения СССР N 166 от 20 апреля 1962 года, а также приложением 2 к приказу МЗ СССР N 182 от 9 июля 1991 года.
Если подозревается введение яда через влагалище или матку, следует дополнительно взять эти органы в отдельную банку; при подозрении на подкожное или внутримышечное введение яда - участки кожи, подкожной клетчатки и прилежащих мышц из области предполагаемого введения. В принципе, целесообразно направлять на исследование органы (и ткани), через которые яд поступил в организм; органы, в которых яд обычно депонируется, и те органы, через которые ядовитое вещество выводится из организма.
При подозрении на отравление неизвестным ядом, а так же при комбинированных отравлениях необходимо изымать: в банку N 1 - желудок с содержимым;
в банку N 2 - по одному метру тонкой и толстой кишок с содержимым из наиболее измененных отделов;
в банку N 3 - не менее 1/3 наиболее полнокровных участков печени, желчный пузырь и его содержимое;
в банку N 4 - одну почку и всю мочу; в банку N 5 - 1/3 головного мозга; в банку N 6 - не менее 200 мл крови;
в банку N 7 - селезенку и не менее 1/4 наиболее полнокровных участков легкого.
Положительные или отрицательные результаты судебно-химического исследования сами по себе еще не являются во всех случаях доказательством наличия или отсутствия отравления. Обнаружение яда во внутренних органах и тканях трупа может быть связано не только с отравлением, но и введением с лечебной целью лекарственных препаратов, в результате профессионального контакта с ядом на производстве, а также посмертно, при попадании в труп различных ядовитых веществ до, во время и после вскрытия.
Отрицательный результат судебно-химического исследования не исключает возможности наступления смерти от отравления. Это может быть обусловлено рядом причин. В затянувшихся случаях отравлений ядовитое вещество до наступления смерти может быть полностью выведено из организма, некоторые яды за это время подвергаются различным превращениям, поэтому они вовсе не обнаруживаются, или определяются в виде продуктов распада. Некоторые яды могут разрушаться посмертно в результате процессов гниения. Сильно действующие яды, вызывающие смертельные отравления, в очень небольших дозах могут не открываться существующими методами химического анализа из-за незначительного содержания их в присланных для исследования биологических объектах.
Отрицательные результаты иногда могут быть связаны также с допущенными нарушениями правил забора, хранения и выбора объекта для судебно-химического анализа.
Гистологическое исследование внутренних органов и тканей при отравлениях следует считать обязательным. В одних случаях оно позволяет уточнить характер патологических процессов, вызванных действием яда в месте его приложения (кислоты, щелочи), в других - выявить характерные, иногда специфические, изменения для конкретного яда или группы ядов (деструктивные яды, этиленгликоль). Кроме того, могут быть обнаружены морфологические признаки заболевания, явившегося причиной скоропостижной смерти (микроинфаркт, острый миокардит, токсический грипп и др.).
Микроскопическому исследованию обычно подвергаются рвотные массы, содержимое желудка и кишок, остатки пищи, изъятые с места происшествия с целью обнаружения в них частиц нерасворившихся ядов, мелких частей ядовитых растений.
Ботаническое исследование обнаруженных растительных остатков дает возможность определить их происхождение. Эти остатки могут служить единственным доказательством отравления, так как подобные отравления, как правило, не сопровождаются заметными изменениями во внутренних органах.
Фармакологическое (биологическое) исследование дополняет судебно-химическое в тех случаях, когда химические реакции оказываются недостаточно чувствительными, чтобы выявить минимальные количества яда. С этой целью вытяжки из внутренних органов вводят животным, реагирующим на незначительное содержание предполагаемого яда.
Бактериологическое исследование объектов, взятых при исследовании трупа, производится при подозрении на пищевое отравление.
Судебно-медицинское освидетельствование при отравлениях, закончившихся выздоровлением, проводится для решения вопросов о том, какой яд вызвал отравление, каким путем и в какой дозе он попал в организм. Степень тяжести последствий отравления определяют с учетом "Правил судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений". При освидетельствовании большое значение имеют следственные материалы и записи медицинских документов.

Источник: Под редакцией проф. В.Д.Исакова, «ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ И КРИМИНАЛИСТИКЕ ( в двух томах). Том первый» 1996

А так же в разделе «Судебно-медицинская экспертиза отравлений »