НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО

В конце февраля 1979 года произошел случай, который заставил меня о многом задуматься и привел, в итоге, к появлению новой методики расчета. В коридоре у стенда «Это интересно знать», где вывешивались новые сенсационные публикации и где всегда толпился народ, между мной и инженерами-програм- мистами возник спор по поводу точности расчета графиков биоритмов. Они доказывали, что без наличия ЭВМ невозможно произвести точный расчет, в особенности тем методом, которым я пользовался, имея в виду калькулятор и авторучку. Возражая им, я заметил, что если в ЭВМ заложить «белиберду» в виде той методики расчета, которая в ней имелась, то в ответе все равно получится «белиберда», с какой бы точностью ее ни рассчитывали.

Темой спора заинтересовалась одна из сотрудниц соседнего отдела предприятия, которая вызвалась разрешить спор, заявив: «Ребята, в сентябре прошлого года со мной происходили странные события, которые ни я, ни окружающие не могли объяснить. Подо-; зреваю, что в них виноваты биоритмы. Тот, кто из вас, построив графики моих биоритмов каждый по своей методике, правильно определит даты этих событий, о которых я сейчас вам расскажу, тот и будет прав».

А дальше последовал рассказ об этих самых событиях, который приводится в форме от первого лица, хотя его достоверность в некоторых деталях, конечно же, гарантировать нельзя, но за смысл - полностью можно поручиться.

«Вот уже на протяжении нескольких лет наша группа в одном и том же составе по договору, заключенному с администрацией одного из виноградарских колхозов Крыма, проводит свои отпуска на побережье Черного моря, занимаясь уборкой винограда и отдыхая в пригороде города Анапы.

По условиям договора при выполнении нормы за 4 часа работы - с 8 до 12 часов дня - колхоз предоставляет и оплачивает жилье и трехразовое питание, а по окончании срока работ покупает обратный билет и разрешает увезти с собой столько винограда и вина, сколько каждый может унести.

Не слишком обременительная работа на свежем воздухе, когда еще не очень жарко, отличное питание и прекрасные условия для купания, загорания и отдыха позволяют набраться здоровья на весь год, и потому состав группы не меняется уже несколько лет. Норма сбора винограда - 12 ящиков на человека - была легко выполнима, но никто не стремился ее перевыполнять. Заполнив положенные ящики, все отправлялись купаться и загорать.

И вдруг, в один прекрасный день мы с подружкой, увлекшись разговорами, даже не заметили, как выполнили по две нормы и совершенно не устали, хотя к 12 часам дня стало довольно жарко. Обратили внимание на это лишь тогда, когда закончилось рабочее время и стали пересчитывать ящики.

Проходит примерно неделя, и при той жаре, которая тогда стояла, я обнаруживаю, что мне холодно, что у меня щемит сердце. Не успею закрыть окна и двери в помещении, где мы жили, как их распахивают настежь все остальные, которым жарко, но на следующий день от того «трясучего» состояния и сердечных болей остались лишь воспоминания.

Еще через несколько дней меня заехала навестить моя тетя, чтобы узнать, как мы отдыхаем, которая возвращалась домой после отдыха на Кавказе. Задает она мне разные вопросы, а у меня что-то случилось с головой, будто мозги «заклинило» - ни на один вопрос не могу дать вразумительный ответ.

И, наконец, последнее происшествие. Меня сбило автобусом, и слава Богу, что отделалась легким испугом. Возвращаюсь поздно вечером из Анапы, выхожу из автобуса в каком-то отрешенном состоянии, не видя и не слыша ничего, и обхожу автобус спереди. А в это время автобус, из которого я вышла, обгонял другой, и хорошо, что ехал он на небольшой скорости. Шофер успел затормозить, но автобусом меня толкнуло, и я упала под автобус, из которого только что вышла, а тот уже собирался тронуться с места.

Выскочили оба шофера, которых трясло, как от электрического тока, и обложили меня трехэтажным матом, а я совершенно спокойно, без всяких эмоций, встала, отряхнулась и, придя домой, легла в постель и тут же спокойно заснула. Но когда проснулась утром и вспомнила, что произошло со мной вечером, то меня затрясло точно так же, как вчера тряслись оба шофера».

Вот такую историю предстояло расшифровать и объяснить.

Вернувшись домой с работы и приступив к расчету графиков биоритмов этой сотрудницы, полностью уверенный в том, что удастся выиграть этот спор, я, тем не менее, решил сначала проверить, какую ошибку вносит в расчет отбрасывание тысячных и последующих долей периода, принятых при разработке первой своей методики расчета?

Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что незначительные по меркам метрологии погрешности, в виде нескольких минут на один период, допущенные мной как несущественные, которыми можно было бы и пренебречь, приводят к весьма существенным ошибкам?!

К 30 годам - а таков был возраст сотрудницы - они достигают следующих величин: (+0,73) суток - на физическом биоритме, (-2,26) суток - на эмоциональном биоритме и (-1,26) суток - на интеллектуальном биоритме! К 60 годам жизни эти ошибки должны удвоиться и составить следующие величины: (+1,46) суток - на физическом биоритме, (-2,52) суток - на интеллектуальном биоритме и (-4,52) суток - на эмоциональном биоритме!

Сразу же пришлось заняться выяснением, сколько необходимо брать знаков после запятой в периодах биоритмов, чтобы в течение всей жизни человека ошибка в расчете не превысила 0,01 суток, т. е. приблизительно 15 минут. Оказалось, что для этого достаточно 6 десятичных знаков.

Так появились новые периоды продолжительности всех трех биоритмов:

23,688437 суток - физический биоритм,

28,426125 суток - эмоциональный биоритм,

33,163812 суток - интеллектуальный биоритм, которые были взяты из распечатки родственницы и округлены на последнем знаке.

В этот момент рассуждать о том, что произошло, было некогда. Уже заполночь я построил графики по новым параметрам и определил даты загадочных событий, о которых поведала сотрудница.

На следующий день мои конкуренты, которым было предоставлено первое слово, глядя на графики, построенные точной вычислительной машиной, так ничего и не смогли сказать. Зато мои графики, выполненные вручную, позволили точно назвать все четыре даты.

11 сентября - в этот день было выполнено две нормы - высшая точка синусоиды физического биоритма в положительной фазе при положительной фазе двух других биоритмов, т. е. «три плюса».

17 сентября - день, когда щемило сердце и знобило при сильной жаре - критический день физического биоритма при переходе синусоиды из положительной фазы в отрицательную.

19 сентября - день, когда приехала тетя и когда «заклинило» мозги - критический день интеллектуального биоритма при переходе из положительной фазы в отрицательную.

. 23 сентября - день, когда сотрудницу сбило автобусом при отсутствии каких бы то ни было ее эмоций - критический день эмоционального биоритма при переходе синусоиды из положительной фазы в отрицательную, приходящийся по времени как раз на конец дня, при отрицательных фазах интеллектуального и физического биоритмов, причем последний их них на самом низком уровне. (В дальнейшем подобным дням будет присвоено название «наиболее опасный день».)

Изумлению сотрудницы не было предела. Она, как только я, глядя на графики построенных биоритмов, называл очередную дату и причину возникновения происшествия, хлопала в ладоши и восклицала: «Точно!». После последней правильно определенной даты и пояснения причин возникновения последовало ее заключительное резюме: «Вот теперь, Юрий Федорович, я в вашу науку верю!»

К сожалению, в то время ни о какой книге я и думать не мог, а потому и фамилия этой сотрудницы из другого отдела выпала из памяти и осталось только ее имя - Татьяна. Так же выпали и некоторые другие фамилии моих невольных помощников по исследованию теории трех биоритмов, с которыми меня сталкивала жизнь в самом начале занятий теорией трех многодневных биоритмов.

Источник: Кузнецов, Юрий Федорович, «Биоритмы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный / Ю. Ф. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Амрита-Русь ; Пенза: Золотое сечение. - 384 с.» 2006

А так же в разделе «НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО »