НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

В апреле 1986 года меня приглашают на работу в НИИ авиационного оборудования города Жуковского на должность ведущего инженера по аттестации вибрационного оборудования, с которой я переходил на объединение «Минудобрения». Меня не столько интересовала эта работа, которую я знал вдоль и поперек, сколько возможность выйти на новый уровень использования графиков биоритмов, ведь летчики-испытатели и космонавты были теперь совсем рядом.

Этот интерес подогревался еще и тем, что в то время, когда отмечалось 50-летие Ю. Гагарина, я сделал график его биоритмов на момент гибели и обнаружил, что 27 марта 1968 года было его тройным критическим днем. К сожалению, в той публикации ни слова не было сказано о В. Серегине, погибшем вместе с Ю. Гагариным, и сделать график его биоритмов в тот момент не удалось.

Помимо всего прочего, меня стало беспокоить затянувшееся молчание в прессе по поводу напечатанной в первом номере журнала «Наука и жизнь» за 1986 год статьи В. И. Макарова «Три ритма», в которой он безапелляционно заявил: «...Проблема изучена достаточно, чтобы сделать вполне определенный вывод - этих трех ритмов не существует».

Сославшись на высокий авторитет нашей космонавтики, а исследования проводились во время космических полетов на борту орбитального комплекса «Мир», где было обнаружено что-то наподобие «око- ломесячного» биоритма, противники теории трех биоритмов рекомендовали именно им и пользоваться, взамен трех неподтвердившихся, отрезав, как им казалось, сторонникам трех биоритмов все возможные и невозможные пути не только к продолжению работы, но и полемики.

В первый момент я не придал особого значения подобному заявлению, потому что сторонникам теории трех биоритмов не составляло большого труда опровергнуть скороспелые выводы молодого ученого, которого его руководители решили подставить, как пробный камень, чтобы в случае неудачи самим остаться в тени.

Во-первых, был сделан совершенно безграмотный вывод - «этих трех ритмов не существует». На литературном русском языке следовало бы сказать: «Этих трех ритмов нет», или же - «эти три ритма не существуют».

Во-вторых, неожиданное появление двугорбых графиков, обнаруженных самими пропагандистами «околомесячного» биоритма, говорит как раз о наличии по меньшей мере двух биоритмов разной амплитуды и продолжительности периодов, находящихся в про- тивофазе по отношению друг к другу, что должно быть известно каждому, кто хоть немного знаком с гармоническим анализом. Это очень четко объяснено в книге «Ваша работоспособность сегодня», и было непонятно, почему молчали Н. А. Агаджанян и его соавтору.

В-третьих, если уж даже и обнаружили «околоме- сячный» биоритм, то разве это говорит о том, что три других не существуют и их следует запретить?

В-четвертых, о какой науке вообще может идти речь, если в ней оперируют не только нелитературными выражениями, но и таким понятиями, как «околомесяч- ный», просто нанросто насмехающимися над основным критерием любой науки, заключенным в ее точности, конкретности и, соответственно, достоверности?

Ведь если продолжительность периода этого самого биоритма, обнаруженного у космонавтов на орбите, равна продолжительности месяца, то позвольте сиросить какого? То ли обыкновенного календарного, а он у нас имеет продолжительность от 28 суток до 31 дня, то ли лунного (синодического), продолжительностью 29,53 (± 0,3 суток), которым пользуются астрономы и астрологи?

Приняв продолжительность «околомесячного» биоритма, равной наименьшему из всех значений - 28 суткам с грубой погрешностью (± 5 суток), мы получим как раз продолжительности... трех биоритмов - физического, эмоционального и интеллектуального, поскольку 28 - 5 = 23 дня, а 28 + 5 = 33 дня. Это подтверждается тем, что в силу своей индивидуальности у каждого человека один из трех биоритмов является ведущим и наиболее замечаемым: у одного - физический, у другого - эмоциональный, а у третьего - интеллектуальный, но об этом речь впереди.

В-пятых, если говорить о «биоритмотесте», предложенном В. Макаровым как о новом слове в биоритмологии, даже не смотря на то, что у него появилось много последователей, о чем взахлеб сообщил В. Макаров в своей новой публикации в 11 номере журнала «Наука и жизнь» за 1986 год, то на самом деле нового в себе он ничего не принес, являясь лишь немного усовершенствованным дневником самочувствия, теперь оцениваемого вами же в баллах от 0 до 5, которым с большим успехом пользовались и продолжают пользоваться многие поколения спортсменов, серьезно относящихся к своему здоровью и анализу тренировочного процесса.

Какое отношение к биоритмам может иметь этот самый «биоритмотест», если от него, простите за выражение, разит субъективизмом чистой воды? Ведь одно и то же свое состояние вы оцените совершенно по-разному, в зависимости от того, вручили ли вам в этот день какую-то премию или у вас в катастрофе погиб один из самых близких родственников!

Самое же главное заключается в том, что этот тест обращен в прошлое, ибо свое состояние вы оцениваете в конце дня, как говорят, на ночь глядя, когда события этого дня уже произошли и вы изменить что-либо уже не можете, а человечество всю свою сознательную жизнь пыталось и пытается до сих пор хоть одним глазком заглянуть в будущее, чтобы «вовремя соломки постелить там, где суждено упасть».

Думается, нет необходимости долго объяснять, насколько важно знать об этом заранее. Астрологи говорят: «Предупрежден, значит вооружен», а ведь именно таким целям служат три многодневных биоритма, пытаясь уберечь нас не только от «летальных исходов», но и от «непредвиденных падений» или, по крайней мере, значительно уменьшить «степень ушибов», в чем не раз я убеждался на примере не только известных всему миру людей, но и самых обыкновенных смертных, в том числе и не единожды на своей собственной шкуре.

Слишком затянувшееся в нашей прессе непонятное молчание с опровержением «околомесячного» биоритма стало для меня сигналом к началу более активной поисковой и творческой деятельности.

Источник: Кузнецов, Юрий Федорович, «Биоритмы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный / Ю. Ф. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Амрита-Русь ; Пенза: Золотое сечение. - 384 с.» 2006

А так же в разделе «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ »