Диагноз


Шизоаффективное расстройство. Алкогольная зависимость, средняя стадия, периодическая форма на фоне высокой толерантности.
Заключение
Анализируя данное клиническое наблюдение, следует отметить, что в раннем детстве больному были присущи тревожно-мнительные черты характера (впечатлительность, ранимость, склонность к сомнениям, боязнь новой обстановки) и трудности адаптации. В возрасте 10 лет на фоне тяжелого соматического заболевания, повышения температуры тела, наблюдались кратковременные деперсонализационные расстройства; кроме того, уже с этого возраста был склонен к колебаниям настроения при психотравмирующих ситуациях. Эти проявления можно отнести к форпост-симптомам, которые могли указывать на высокую вероятность развития эндогенного заболевания. Очерченный период сниженного настроения, длившийся более полугода, наблюдался у больного в возрасте 13 лет, также на фоне психотравмирующей ситуации. Период ровного гармоничного настроения после первого эпизода составил около 6-ти лет. Повторный эпизод со снижением настроения наблюдался в возрасте 19-20 лет, его длительность была значительной - около 3-х лет, наблюдалось углубление депрессивных расстройств с появлением суицидальных мыслей, нарастанием витальных переживаний.
Начало формирования алкогольной зависимости тесно связано с колебаниями настроения, относится к возрасту 23-24-х лет. Переход на систематическое употребление алкоголя, становление патологического влечения, характера употребления алкоголя, плато толерантности, формирование абстинентного синдрома произошло стремительно - с 25 до 28 лет. Это дает основание определить темп прогредиентности заболевания как высокий. В данном случае явно прослеживается усугубляющее влияние двух процессов; наличие депрессивных расстройств привело к быстрому становлению алкоголизма, а хроническая алкогольная интоксикация привела к утяжелению и усложнению структуры депрессивных приступов.
По всей видимости, именно этим фактом (взаимовлиянием двух процессов) можно объяснить столь различную постановку психиатрических диагнозов у данного пациента. В возрасте 28 и 32 лет у больного на фоне хронической алкогольной интоксикации наблюдались два приступа смешанной (депрессивно-бредовой) структуры. И если при первом приступе обнаруживались специфические изменения мышления (в виде амбивалентности, резонерства и пр.), то при последующей диагностике состояния данные расстройства не выявлялись. Кроме того, у больного отсутствует эмоциональное уплощение (холодность), свойственная шизофреническому процессу. Последовательная смена депрессивных и депрессивно-бредовых приступов, их длительность, конгруентность бредовых высказываний депрес-
сивному аффекту, отсутствие специфических дефицитарных симптомов больше свидетельствует о наличии шизоаффективного расстройства.
Отличительной особенностью данного клинического случая является отсутствие маниакальных или гипоманиакальных периодов, а также сохранная социальная и семейная адаптация, несмотря на сосуществование двух тяжелых заболеваний и высокую прогредиентность алкогольной зависимости.
Бесспорно, данный клинический случай является сложным для проведения дифференциальной диагностики, и лишь длительное динамическое ка- тамнестическое наблюдение за данным пациентом позволит более точно сформулировать диагноз.
На наш взгляд, лишь адекватное лечение в остром периоде и длительная противорецидивная терапия позволили сформировать у данного пациента довольно длительную ремиссию - более 8-ми месяцев.
Таким образом, можно сделать заключение, что алкогольная зависимость у больных с шизоаффективным расстройством отличалась тяжестью своих проявлений, к которым относились: преобладание высокого темпа прогредиентности алкоголизма, выраженная степень тяжести заболевания, высокая интенсивность синдрома патологического влечения к алкоголю, высокая толерантность, тяжело протекавший алкогольный абстинентный синдром с преобладанием психопатологических (депрессивных) расстройств.
Данное исследование показало, что клинические особенности, проявления и течение алкогольной зависимости у больных с ШАР имеют много сходных черт с рассмотренными ранее вариантами алкогольной зависимости, сформированной на фоне эндогенной аффективной патологии (депрессивное расстройство, циклотимия).
Проведенное исследование является лишь началом изучения не только клинико-динамических особенностей ШАР, ни и изменений и трансформации клинической картины заболевания при присоединении алкогольной зависимости, что самое важное - возможностей психофармакотерапии в формировании ремиссий при столь тяжелом коморбидном процессе.

Источник: Гуревич Г.Л., «Коморбидные расстройства в наркологической практике.» 2007

А так же в разделе «Диагноз »