«Я тебя бью, но знай, что я тебя люблю!»


Максим, 5 лет 10 месяцев. В группе детского сада отличается от сверстников агрессивностью, драчливостью и непослушанием. Однажды на прогулке ударил девочку. Воспитательница на прогулке услышала, что Максим объясняет сверстникам, как надо лучше бить, чтобы было больно. Максим — единственный ребенок в семье, живет с мамой, папой, бабушкой (папиной мамой). В разговоре мама неоднократно подчеркивает: «У нас благополучная семья. Мы Максима очень любим». Мама использует в воспитании сына физические наказания: «Бью ремнем или как тряхану». Помимо физических наказаний, в воспитании Максима используется угол и ругань. Мама признается, что часто не справляется со своим эмоциональным состоянием: «В меня как сатана вселяется, и я бью сына». Мама однажды так и сказала Максиму: «Я тебя бью, но знай, что я тебя
люблю!»
Такое воспитание, «бью и люблю», принесло свои плоды: Максим усвоил форму поведения — агрессия к тем, с кем дружишь, кого любишь. Физические наказания, став нормой, были перенесены мальчиком на взаимоотношения со сверстниками. Педагоги в детском саду оказались неавторитетны для мальчика с таким воспитанием в семье: ведь они не бьют, а значит, и не любят. Из таких «битых» детей вырастают люди, понимающие только грубую силу, насилие и от окружающих их людей ожидают, чтобы их били, если не физически, так морально. Однажды такой битый в детстве человек, будучи уже взрослым, отчаянно просил: « Накажите меня!»
«Для чего нужны наказания и, может быть, действительно не будет ничего страшного, если я бью своего ребенка? Ведь били же и меня, а я вырос нормальным человеком!» Так очень часто высказываются родители на консультациях по проблемам в детско-родительских отношениях. А нормальны ли эти родители, которые бьют своих детей и таким образом выражают свою любовь? Битье в таком случае становится одним, а часто и единственным выразителем родительской любви. О том, что чувствовали эти родители, когда были маленькими и их били, они стараются не вспоминать, они просто вытесняют из своего сознания эти неприятные воспоминания. Известно, что физически наказывают своих детей чаще молодые родители, что и было характерно для ситуации Максима. С молодыми родителями, с родителями единственных детей необходимо не просто говорить о пользе и вреде наказаний, необходимо достучаться до тех чувств, которые испытывал наказывающий физически ребенка родитель в своем детстве. Только эти чувства могут остановить занесенный ремень или погасить непонятно откуда берущуюся у мамы Максима ярость. Необходимо знать, что матери чаще травмируют своих детей, чем отцы (Синягина Н. Ю., 2001).
 

Источник: Е. Е. АЛЕКСЕЕВА, «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2008

А так же в разделе ««Я тебя бью, но знай, что я тебя люблю!» »