Метаболический синдром


Там, где тибетская медицина говорит о дисбалансе и «огненном тепле», официальная наука повествует о метаболическом синдроме. Снижение энергии «огненного тепла» согласно тибетской медицине приводит к несварению на всех уровнях: желудочном, клеточном, отдельного органа (печени и селезенки-поджелудочной железы) или ткани, что диагностируется как нарушение обменных процессов. «Огонь» как бы застывает и сползает вниз в виде жировых отложений, что ведет в свою очередь к многочисленным вторичным заболеваниям, в том числе и диабету.
Однако западная медицина в этом случае не упоминает о нарушении жизненной теплоты и вызванном вследствие этого несварении (гиперсварении), а сразу переходит к его следствию - ожирению, которое опять же не представляется изолированным заболеванием, а их «букетом».
Согласно многочисленным исследованиям, повышение индекса массы тела свыше нормальных значений статистически связано с многократным повышением риска развития артериальной гипертонии, сахарного диабета, атеросклероза и ишемической болезни сердца - «смертельного квартета», как еще называют метаболический синдром.
Таким образом, получается, что все эти заболевания взаимосвязаны, и именно поэтому появился термин «метаболический синдром» - совокупность некоторых признаков, отражающих нарушение обменных процессов в организме, которые приводят к увеличению риска смерти от указанных
заболеваний, а также от инфаркта или инсульта.
Метаболический синдром весьма распространен. Он наблюдается приблизительно у 20—30% населения развитых стран. Согласно данным ВОЗ, число больных метаболическим синдромом, имеющих высокий риск развития сахарного диабета II типа, составляет в Европе 40—60 миллионов человек. В индустриально развитых странах распространенность метаболического синдрома среди лиц старше 30 лет составляет 10—20%, в США - 25%. Метаболический синдром чаще встречается у мужчин и женщин после менопаузы.
Ранее считалось, что метаболическим синдромом страдают люди среднего возраста, и преимущественно женщины. Однако проведенное Американской Ассоциацией Диабета обследование свидетельствует о том, что этим синдромом все чаще заболевают и молодые люди.
Этиология и патогенез метаболического синдрома полностью не ясны, но среди его причин называют гиподинамию, гиперкалорийное питание, частые стрессы - весь «западный образ жизни». На сегодня это одна из наиболее актуальных проблем современной медицины. Понятие же «здорового образа жизни» включает рациональное питание, поддержание нормальной массы тела, регулярную и соответствующую возрасту физическую активность, разумное употребление алкоголя и отказ от курения.
Согласно современным представлениям, в основе всех проявлений метаболического синдрома лежит первичная инсулинорезистентность и сопутствующая ей гиперинсулинемия. При метаболическом синдроме развивается сахарный диабет II типа (инсулиннезависимый). Рецепторы периферических тканей теряют чувствительность к инсулину и в результате на клеточном уровне нарушается обмен глюкозы. Клетки организма «голодают», а общее содержание глюкозы в крови повышается. В ответ (по механизму обратной связи) клетки поджелудочной железы начинают синтезировать все новые и новые порции инсулина, который не выполняет свою прямую функцию, а вместо этого накапливается в крови и реализует целый ряд второстепенных функций. В этом случае такой избыточный (или ненужный, лишний) инсулин становится врагом организма. Таким образом, он:
  1. стимулирует симпатическое звено центральной нервной системы (ЦНС), способствуя появлению артериальной гипертонии;
  2. способствует «износу» сердечной мышцы;
  3. стимулирует синтез липидов, подавляя их утилизацию в жировой ткани, так что люди с гиперинсулинемией не могут похудеть, как бы они ни старались;
  4. способствует усилению чувства голода и нарушению настроения, вплоть до депрессии.

Что из перечисленного набора следует рассматривать как первичное звено, пока для западной медицины неясно, но исследования показали, что инсулинорезистентность ведет к развитию сахарного диабета II типа.
Индивидуум наследует ген или набор генов, определяющих инсулинорезистентность, которая начинает проявляться в раннем возрасте. Весьма вероятно, что совокупность факторов риска, связанных с нею, формируется у человека еще в детстве.
Помимо невосприимчивости к инсулину среди этих факторов числится прежде всего гипертония (высокое артериальное давление - 130/85 мм рт. ст. или больше - 140/90 мм рт. ст.).
Пациенты с метаболическим синдромом чаще всего весят больше нормы.
Сама концепция метаболического синдрома формировалась постепенно. Вначале Л.М. Резник выдвинул теорию, согласно которой артериальная гипертония, инсулиннезависимый сахарный диабет, ожирение, атеросклероз - это важнейшие клинические проявления единого заболевания: «общей сердечно-сосудистой метаболической болезни». А современный термин, предложенный М. Генефельдом и В. Леонардтом еще в 1980 г., стал использоваться с середины 90-х годов. В англоязычной литературе наиболее часто употребляется термин «метаболический синдром X».
Комплекс метаболических, гормональных и клинических нарушений, являющихся факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, в основе которых лежит невосприимчивость к инсулину и заместительная гиперинсулинемия, в литературе известен под следующими названиями:
  • метаболический трисиндром (Дж. Камюс,1966);
  • полиметаболический синдром (Авогаро П., 1965);
  • синдром изобилия (Менерт А.,1968);
  • метаболический синдром (Ганефельд М.,1991);
  • синдром X (Ривн Г., 1988);
  • смертельный квартет (Н. Каплан, 1989);
  • гормональный метаболический синдром (Бьорнторп П., 1991);
  • синдром инсулинорезистентности (Хэффнер С., 1992);
  • смертельный секстет (Бнзи Г., 1994);
  • метаболический сосудистый синдром (Ганефельд М., 1997).

Его также можно назвать «синдромом мегаполиса».
Практически все составляющие метаболического синдрома являются
установленными факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, а их сочетание многократно ускоряет их развитие. Причем сочетания отдельных компонентов синдрома могут рассматриваться в рамках метаболического синдрома только при наличии инсулинорезистентности.
Вместе с тем у многих больных эссенциальной гипертонией не удается подтвердить состояние инсулинорезистентности. Уровень тесной связи концентрации инсулина в крови с величиной артериального давления, по разным данным, колеблется от слабой у лиц с нормальным артериальным давлением до сильной и высоко достоверной у больных эссенциальной гипертонией. Наиболее тесная связь между инсулином и уровнем артериального давления выявляется у мужчин белой расы и у женщин в менопаузе. Эта связь значительно ослабевает у лиц негроидной расы и некоторых других этнических групп.

Источник: Светлана Чойжинимаева, «Антидиабет. Как жить, чтобы быть здоровым» 2009

А так же в разделе «Метаболический синдром »