Телевизор — «окно в болезнь»

Никто не станет спорить, что телевизор — это не просто ящик, а источник вреднейших излучений электромагнитных волн, уничтожающих так называемые «витамины воздуха». Чтобы уберечь себя от этих излучений, нужно ограничить время работы телевизора, находиться подальше от опасных излучений, насколько позволяет зрение и площадь комнаты, и обязательно проветривать помещение, где находится телеэкран.

Все слышали и о том, что работающий телеэкран является громадной нагрузкой на мозг и на органы зрения. Я тоже что-то знала об этом, но, когда я прочла книжечку Райнера Пацлафа «Застывший взгляд», мне месяц не хотелось даже включать этот прибор!

Немецкий ученый более 20 лет проводил научные исследования, посвященные влиянию телевидения на человека, Выводы, которые он делает на основании собственных исследований и работ ученых из разных стран, не просто неутешительны. Они убийственны.

Исследуя воздействие телевидения на развитие ребенка, Пацлав понял: чем больше он смотрит телевизор, тем скуднее его познания. Более того, ученый доказал, что зрение и телевидение просто физиологически несовместимы.

В главе «Активная работа глаза» автор рассказывает, что при смотрении на любой предмет или объект человек свободен в своем восприятии и лишь его интерес управляет зрением. Иначе обстоит дело, когда мы смотрим на телеэкран. Телеобраз в огромной степени принудителен, причем зритель никоим образом не может уклониться от этого принуждения.

Дело в том, что при прохождении по растровой сетке экрана электронный луч точка за точкой воспроизводит заданные телекамерой значения цвета и яркости, так что каждый кадр складывается в своего рода мозаику из 625 на 833 отдельных световых точек. Все это происходит с умопомрачительной скоростью: световой луч 25 раз в секунду обходит 520 625 точек растра, что составляет 13 миллионов точек за секунду.

Напомню, что наши глаза перемещаются со скоростью 100 и более раз в секунду. Угнаться за электронным лучом для любого человека просто нереально, поэтому бешено мчащаяся по экрану точка всегда опережает взгляд. Поняв бесплодность погони за лучом, глаза впадают в пассивное состояние, взгляд цепенеет, становится застывшим — и начинается принудительный обстрел сетчатки.

Оцепенение передается мозгу и всему телу, наступает двигательный застой даже у самых активных детишек. Парализуется и воля человека: он, по сути, превращается в марионетку. У него, правда, сохраняется иллюзия собственной активности, но на деле он просто впадает в альфа-состояние, идеальное для незаметного воздействия на сознание и подсознание человека.

Увы, книга Пацлафа, подробно разъясняющая, как убийствен телевизор для здоровья, для психики и для зрения человека, вышла в нашей стране в 2003 году тиражом всего в тысячу экземпляров и больше не переиздавалась.

И, наконец, вспомним о чисто психическом влиянии телеинформации на человека. Зная о том, что телевизор является одним из мощнейших средств массовой информации, мы даже не подозреваем, насколько велики возможности этой информации и насколько глубоко можно зомбировать человечество с телеэкрана. Недаром говорят: «Когда телевизор вещает, маразм крепчает». Даже самые умные и грамотные представители общества способны поддаться теледурилкам, телеобманам и телеприманкам. Что уж говорить о детях!

Социологи и психологи давно заметили огромное влияние телевидения на поведение людей. Нет нужды удивляться повышению уровня агрессивности, равнодушию и все большему распространению страхов и фобий. Достаточно только просмотреть анонсы фильмов за одну неделю: на 70-80 % программа передач состоит из остросюжетных и криминальных детективов, боевиков, ужастиков, мистики, триллеров и вестернов.

Не отличаются позитивностью и подборки документальных передач, не говоря уж о выпусках новостей, которые порой так и называют: «страшилки». Насмотревшись и наслушавшись негатива во всех видах, человек становится либо невольным носителем страхов, либо сам впадает в беспричинную агрессию по каждому поводу. Либо же он настолько привыкает к злу на экране, что и в жизни спокойно проходит мимо него, когда на его глазах грабят, насилуют, бьют или обижают других. Лишь бы меня не трогали...

Допустим, вы не смотрите боевики и ужастики, вас пугает вид крови, неприятны драки и убийства. Вы поклонник бразильских сериалов, итальянских, американских и прочих мелодрам. Посмотрев их с десяток, вы уже сами можете рассказать возможное продолжение бесконечно повторяющихся сюжетов мыльных опер и предусмотреть развитие тех или иных событий. Думать и переживать особо не стоит, добро все равно победит зло, милые соединятся, коварство раскроется, непомнящий вспомнит все. А ваша собственная жизнь между тем незаметно проходит мимо, и совершенно не остается времени для роста, для саморазвития, для работы над взаимоотношениями с близкими и для решения своих проблем.

Но даже если вы смотрите только очень хорошие передачи и достойные фильмы, вы никуда не денетесь от телерекламы, которой буквально напичкан, нафарширован сейчас каждый канал. Возможности телерекламы настолько безмерны, что владельцы рекламируемых товаров и услуг не жалеют выкладывать на это буквально миллионы. Многократно доказано и подсчитано: они окупают себя с лихвой!

Э. Пратканис и Э. Аронсон, авторы книги «Эпоха пропаганды: механизмы убеждения», исследовали множество способов влияния, которые прямо или косвенно воздействуют на наше сознание и подсознание. И доказали, что телевидение способно особенно мощно формировать в зрителях нужные рекламодателям представления и потребности.

Истинная опасность рекламы скрыта в ее бесконечных повторениях. Зачем, спрашивается, крутить постоянно надоевший уже всем рекламный ролик? «Фирме что, денег девать некуда?» — недоумеваем мы и уже не обращаем внимания на знакомый сюжет. Тут-то ловушка и захлопывается! Ролик прокручивается, мы, думая о своем, даже не анализируем его навязчивую информацию. Но глаза и уши все, что поступило с экрана, в очередной раз восприняли, а мозг начал обрабатывать.

Выглядит это примерно так: в мозг 539-й раз поступает информация о неком продукте: пиве, шоколаде, порошке и т. д. «Вероятно, это очень важная для хозяина информация, — думает мозг, — но не актуальная в данный момент. Отправлю-ка я ее в дальний ящик своей памяти, пусть отлежится там до поры до времени». Затем, придя в магазин за стиральным порошком, например, и встав в тупик перед широчайшим выбором моющих средств, мы обязательно останавливаем свое внимание на том, что почему-то вызывает в нас доверие и кажется каким-то родным...

Еще один известный прием, который описан в книге Э. Аронсона и Э. Праткиниса, заключается в том, что после многочисленной прокрутки какого-то рекламного ролика его на время снимают с экрана и возвращают через небольшой срок, но уже с несколько измененным сюжетом. Это тоже резко подогревает интерес зрителей к рекламируемому товару, хотя человеку кажется, что он заинтересован лишь в интересном развитии знакомого сюжета или новом облике почти родных уже персонажей ролика.

И не было бы ничего страшного во всем этом, если бы речь шла всего лишь о разочаровании людей в очередном рекламируемом чудо-средстве. Расплату повышенной ценой за нашу наивность и одураченность еще можно пережить. Страшнее то, что творится с нашими убеждениями и с обществом в целом, когда объектом рекламы становятся товары далеко не безобидные.

Достаточно оглядеться вокруг, чтобы убедиться в возможностях телерекламы, заставляющей утолять жажду пивным дурманом вполне приличных и образованных мужчин и женщин (!), равнодушно взирающих, как посасывают это наркотическое изделие их дети, подростки, школьники. Заметьте: Россия — единственная страна в мире, имеющая детских врачей-наркологов. И нигде больше так не распространен детский алкоголизм и подростковая преступность!

Но мы отвлеклись от темы. Что же все-таки делать с телевизором? Лучше всего, конечно, его совсем не смотреть. С удовольствием прочла в газете «Аргументы и факты» (№ 16, апрель 2002 года) статью Сергея Уткина под заголовком «Когда дурдом приходит в дом». В ней рассказывается, что в Америке набирает обороты движение противников телевидения, сознательно избавляющихся от этих устройств в своих домах. Российский автор статьи решил добровольно последовать их примеру и поделился с читателями своими впечатлениями.

По его словам, временное ощущение пустоты и непривычное отсутствие пульта в руках быстро прошло, а образовавшийся вакуум времени постепенно заполнился гораздо более важными вещами. Нашлось много интересных тем для общения с семьей, появилось больше времени для чтения. Автор стал чаще заниматься с сыном, выбираться с женой на прогулки и посещать культурные мероприятия. Теперь он предлагает организовать новую партию под названием НТВ: «Ненавижу ТВ».

Не знаю, насколько подействовал его шутливый призыв присоединяться на читателей газеты. Я лично знаю несколько семей, еще раньше отказавшихся от просмотра телевизора и даже его присутствия в доме. При этом они ничуть не пострадали от этого, напротив, очень довольны появившейся свободой.

Если же вы, как и я, пока не готовы к такому подвигу, начните с малого: откажитесь от пустого времяпрепровождения у экрана, когда весь вечер посвящен щелканью кнопок на пульте и лихорадочному метанию по каналам. Выбрав для себя интересную передачу или фильм, смотрите только этот канал, обязательно выключая звук и отворачиваясь от экрана на момент прокрутки рекламного ролика. А в процессе просмотра интересных телепередач обязательно соблюдайте несколько несложных правил.

Источник: Светлана Троицкая, «Избавиться от очков-убийц навсегда!» 2007

А так же в разделе «Телевизор — «окно в болезнь» »