О необходимости смерти от старости на планете Земля

Для полноты понимания защитных, болезненных и тем более губительных функций («механизмов») стресса следует вспомнить о высказанных автором этой монографии в 1963 г. [Китаев-СмыкЛ.А., 1963 б] и опубликованном в 1983 г. [Китаев- Смык Л.А., 1983, с. 154] размышлениях о сущности и целесообразности Смерти на нашей планете. Уместны вопросы: зачем на нашей планете Земля существует Смерть, почему все живые существа и растения, и даже микробы должны умирать? Вместо этого, нельзя ли жить вечно? Прежде чем ответить на эти вопросы, надо ответить еще на один. Зачем биологическая жизнь на Земле, т. е. биомасса разделена на особи? Почему мы разделены на отдельных людей, разделены все травинки, птицы и звери? Ведь могла бы биологическая живая жизнь на нашей планете, ее биомасса быть единой, слитной, как на планете «Солярис», описанной Станиславом Леммом в одноименном романе и в фильме Тарковского «Солярис». Там жизнь слитна в одном живом существе, как океан, окруживший всю поверхность планеты Такой живой, высокоинтеллектуальный «океан» и думает, и действует, постигая все новое для него и живет вечно. Он бессмертен, пока есть его планета «Солярис».

Разделенность биомассы на особи возникла на Земле из-за того, что слишком быстро изменяются условия, значимые для выживания, для существования жизни. Способностей целостной, единой биомассы недостаточно, чтобы, изменяясь, поспевать за изменениями влияющих на нее воздействий из космоса и из недр Земли. Смертность каждой особи призвана оптимизировать (ускорять) процесс адаптации популяции (вида, рода, биоценоза), чтобы поспевать за изменениями значимых для ее выживания (и постоянно изменяющихся) воздействий. Конечно, эти изменения происходят на протяжении миллионов лет, но могут быть и быстрыми, почти внезапными.

Биомасса вынуждена отбрасывать свои части, ставшие уже не пригодными для новых условий своего существования И чтобы не было «больно» отрывать и отбрасывать устаревшие части себя, она (биомасса на Земле) сама разделилась на части: на, казалось бы, самостоятельные организмы. Каждая особь, пока растет, старается приспособиться к условиям на Земле. Вырастая, взрослея, особи становятся почти не способными изменяться.

Но такой скорости изменении недостаточно, чтобы угнаться за изменением внешних воздействий со стороны космоса и из недр Земли. А потому устаревшим особям предстоит смерть.

Биомасса на Солярисе успевает целостно, вся вместе изменяться, адаптируясь к изменениям требований к ней окружающего ее космоса. Биомассе на Солярисе не приходится болезненно ? отрывать» от себя те свои части (фрагменты, фракции), что стали негодными (ненужными, обременяющее вредными) в изменившихся, новых условиях существования.

У нас разделенность биомассы возникла для того, чтобы поспевать за изменением на Земле планетарных и космических воздействий, значимых для жизни биомассы. Поспевать и отбрасывать непоспевающих, т. е. устаревающие и уже непригодные для новых условий существования части себя, — это их Смерть.

«Смерть кажется жестокой победой рода над определенным индивидом и как будто противоречит их единству,— писал известный публицист и экономист XIX в К. Маркс, — но определенный индивид есть лишь некое определенное родовое существо и как таковое смертей» [Маркс К., 1974, с. 119].

Остается ли после смерти каждого «отброшенного» и разрушившегося фрагмента биомассы (после смерти человека, животного, растения) матрица его построения, след его мыслей, чувств и дум — его бессмертная душа? Религиями на этот вопрос дан положительный ответ. Научно он еще не доказан.

Справедливо спросить: «А нельзя ли жить, не умирая, — вечно?» Интеллектуальные возможности биомассы, реализующиеся в человечестве, изменяют, совершенствуют ее возможности противостоять изменению планетарных и космических влияний на земную Жизнь. Открытия и изобретения людей (а может быть и откровения, ниспосланные им) создадут возможность поспевать всему живому на планете за «требованиями» Космоса. Тогда смерть станет не нужна, и все станут вечно живущими. Будут ли они рожать новых отпрысков? Естественно — да! Ведь Космос обширен, и его нужно заселять, чтобы постигать его повадки, причуды, чтобы противостоять им и жить вечно [Федоров Н.Ф., 2003].

Специалисты в генной инженерии обнаружили генные программы взросления, но не нашли таких программ для старения. Якобы оно и смерть от старости происходят из-за «накопления дефектов и поломок во всех системах организма». Этим отсутствием программ старения генетики-геронтологи обосновывают возможность прекращение старости и даже омолаживание на любом этапе жизни. Но разве за «накоплением дефектов и поломок» не стоит комплекс еще не разгаданных генетических программ? Ведь смена поколений необходима для сохранения жизни на планете Земля, как указано выше.

О наличии генетических программ старения может свидетельствовать замедление субъективного времени у пожилых людей, т. е. оно кажется им проходящим быстрее. Недели, дни и часы становятся для них короче. Этот феномен давно известен и еще раз недавно подтвержден экспериментально. Людям разного возраста визуально предъявляли секундомер с акустическими посекундными сигналами. Потом предлагали (по памяти) отсчитывать секунды. Чем старше были люди, тем больше у них было отставаний от реального хода времени при счете секунд. Тем, кому было 70-75 лет, отставали (считали медленнее) на 20 %, т. е. секунды казались им более долгими, их субъективное время замедлялось. Результат ли это «накопления ошибок и поломок» в их нервной системе? Такое замедление субъективного времени делает незаметной для стариков их медлительность и поддерживает у них представление об их успешности (хотя они уже многого не успевают сделать, поспевая за молодыми). Старческая медлительность предохраняет от перегрузок и поломок «программно» дряхлеющих с возрастом тело и психику. Но можно ли сказать, что смерть — это полное замедление, остановка жизни?

Вспомним, что в фантастическом романе «Солярис» живая, интеллектуальная биомасса планеты, не разделилась на особи и как единый океан покрывает планету, а может быть является поверхностным слоем всей (до глубинного ядра) живой планеты. Есть мнение о возможности такого на Земле, а том, что наша планета сама живой организм, конечно, совершенно иной, чем биологические особи на ее поверхности [Яницкий И.Н., 1998]. 3.7.

Источник: Китаев-Смык Л.А., «Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект. — 943 с» 2009

А так же в разделе «О необходимости смерти от старости на планете Земля »