Тотальные и локальные стрессовые физиологические вегетативные реакции

Рассмотрим некоторые результаты длительных, многосуточных экспериментов с действием на испытуемых гравиинер- ционных стрессоров. Эти эксперименты проводились в 60-х гг. XX столетия при подготовке межпланетного полета с использованием динамического наземного имитатора космического корабля (квартиры-центрифуги) (см. рис. 4, 5, 6).

Интересными в этом и других таких экспериментах явились результаты сопоставления показателей артериального давления в магистральных сосудах (в плечевой артерии), т. е. общего артериального давления, и локальных изменений артериального давления в центральной артерии сетчатки глаза, т. е. в ветви сосудов головного мозга (регистрация Б.В. Устюшина).

На рис. 19 показаны вегетативные реакции испытуемого Ко-ва в ходе эксперимента с пятнадцати суточным вращением. Средний уровень общего давления крови у него несколько возрастал. В этих условиях стали более выраженными суточные колебания артериального давления, что свидетельствует об увеличении лабильности (разбалансированности?) вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Напомню, что результаты исследований этого испытуемого в одном из 15-суточных экспериментов с тяжелейшим многосуточным стрессом из-за непрерывного вращения представлены в разных главах этой монографии. В каждой из глав обращается внимание на симптоматику того субсиндрома стресса которому посвящена глава.

Артериальное давление в русле мозговых сосудов в ходе эксперимента несколько раз резко возрастало. Каждый раз это сочеталось с ухудшением самочувствия испытуемого: у него в это время усиливались чувства слабости и дискомфорта, возникали апатия, головная боль, чувство тяжести в голове.

Рис. 19 Клинико-физиологические показатели вегетативного субсиндрома стресса у испытуемого Ко-ва при длительном стрессе во время пребывания в наземном имитаторе межпланетного корабля (в стенде «Орбита») при непрерывном вращении с угловой скоростью 24 град /с

1 — катехоламины крови, 2 — лейкоциты крови, 3 — артериальное давление (минимальное) в плечевой артерии 4 — артериальное давление в центральной артерии сетчатки глаза, 5 — показатели самочувствия

Жирной короткой стрелкой обозначено время двухчасовой остановки вращения стенда «Орбита» по техническим причинам (эта остановка стала «дополнительным- гравиинерционным стрессором) Локальное повышение артериального давления в русле мозговых сосудов (после только по достижении определенного уровня) сочеталось у всех обследованных испытуемых с ухудшением самочувствия, которое, в свою очередь, снижало их психическую и двигательную активность. Это говорит в пользу «первичности» вегетативных реакций указанного рода и об их «управляющем» влиянии при стрессе на поведение и некоторые показатели психических процессов испытуемых.

Приведенные (см рис 19) экспериментальные данные указывают на динамику при стрессе разных типов вегетативных функций: 1) «обслуживающих» развитие при стрессе психических феноменов, 2) «управляющих» этими феноменами, а также 3)

«превентивно-защитных» в ситуации угрозы стрессогенного фактора. Первые сохраняют свой эффект, пока они необходимы. Вторые редуцируются при исчезновении стрессора, против которого они потенциально направлены. Третьи активируются, когда эмоциональная и поведенческая активность субъекта могут при стрессе воспрепятствовать оптимально-экономному расходованию адаптационных резервов.

Вероятно, локальная стрессовая спастическая реакция сосудов, сходная с обнаруженной нами в описанном выше эксперименте и в других подобных экспериментах, возможна и при длительном «стрессе жизни» во время обыденного существования Допустимо предположить, что различные локальные реакции оказываются предшественниками «болезней стресса». Подобные реакции могут явиться звеном в цепочке перехода стресса в болезнь Общее (тотальное) повышение артериального давления, усиливающего кровоснабжение мозга и мышц, могло бы способствовать успеху агрессии или бегства. Если же человек не способен к их осуществлению, то общая защитная реакция сердечно-сосудистой системы бесполезна и ее подменяют локальные реакции в этой системе. Результатом таких локальных сосудосуживающих реакций могут быть инсульт головного мозга, инфаркт миокарда Локальное повышение кровяного давления в сосудах слизистой оболочки желудка не способствует пищеварению, но создает характерные для стресса точечные (петехиальные) кровоизлияния

Почему вернее, зачем происходят эти зловещие проявления стресса? Для анализа причин этого феномена коротко повторим основные вехи изложения отличий стресса у людей с активным и с пассивным поведенческим реагированием в экстремальных условиях При активном эмоционально-двигательном защитном (или агрессивном) стрессовом реагировании у субъекта формируется (не осознаваемо или осознанно) концептуальная модель развития ситуации с высокой вероятностью того, что стресс-фактор может быть удален прежде, чем

9 Психология стрм.( п исчерпаются адаптационные резервы организма. При пассивном ожидании принимается режим выжидания того момента, когда стрессор минимизируется, исчезнет; это способствует экономии адаптационных ресурсов и в какой-то мере адаптации к нему.

Во второй главе было подробно рассмотрено, а здесь лишь вспомним, что при остром, ударном стрессе сохранение популяции (человеческой, животной) возможно за счет особей как с активной, так и с пассивной поведенческой защитой от стрессора; отбор продолжателей, носителей генофонда происходит за счет губительного действия стрессора, т. е за счет внешних по отношению к организму воздействий, которым организм не может противопоставить необходимую адаптацию или защиту. А вот при длительном, изнуряющем стрессе включается механизм «выбраковки» («популяционная селекция»), самоубийственный для особей, склонных к активности и малоспособных терпеть, пережидать опасности и невзгоды. «Выбраковка» осуществляется включением губительных локальных вегетативных реакций.

Мы имели возможность сравнивать проявления стресса у одних и тех же людей, обследованных и при кратковременном стрессе (при невесомости в авиационных полетах по параболе), и при долгом стрессе (во время непрерывного, многосуточного вращения в наземном динамическом имитаторе межпланетного корабля, в квартире-центрифуге).

При длительном стрессе (во время многосуточного враще ния) пассивное поведенческое реагирование и вместе с ним превентивно-защитная активизация вегетатики наблюдались у всех испытуемых в наших экспериментах. Такая форма защиты — более надежный путь к «освобождению» от действия стрессора, терпя, пережидая его, когда неизвестны или невоз можны активные способы борьбы с ним. И тут оказалось, что индивиды, более склонные к пассивно-защитному поведению при коротком сильном гравитационном стрессоре (в невесомости) (т. е. в некотором смысле, менее целесообразно реагировавшие в тех условия), оказывались быстрее приспосабливающимися к длительному стрессору. Более того, болезненные проявления (симптомы) длительного дистресса проявлялись у них хоть и более заметно, но были менее субъективно неприятны, меньше снижали работоспособность Люди, активные при недолгом стрессе, напротив, тяжелее болезненнее переносили долгий стресс из-за многосуточного вращения в квартире центрифуге.

Надо полагать, в данном случае проявляется закон экономии биологических ресурсов, лежащий в основе феномена индивиду альных различий живых организмов. Особи, склонные к активности, оказываются наделенными большей способностью преодолевать сильнодействующие недолгие экстремальные факторы. Склонные к пассивности, напротив, более жизнеспособны при пережидании долгих неблагоприятных условий существования, при которых менее жизнеспособные устраняются «биологическим суицидом» с помощью стрессовых локальных вегетативных реакций. 3.1.4.

Источник: Китаев-Смык Л.А., «Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект. — 943 с» 2009

А так же в разделе «Тотальные и локальные стрессовые физиологические вегетативные реакции »