Скабрезная брань как этнический феномен общения

У многих народов (алтайских, индейских, у древних англичан и др.) были мужские и женские разговорные языки. Мужчины, чтобы сохранить достоинство, могли говорить на своем, а женщины использовали женские выражения. Русский мат— это сугубо мужская речь. Важнейшая его особенность — парадоксы суждений, парадоксальные сочетания сексуальности с адресацией ее к обыденной жизни и с характеристиками конкретных людей. Матерная речь — не просто скабрезные ругательства. Это еще и эмоциональная беседа мужчин в критических ситуациях. Исконной матерной речью пользовались в мужских компаниях, и не для того, чтобы обругать друг друга, а чтобы весело, быстро, понятно и эмоционально объясниться друг с другом в экстремальных условиях, в опасных ситуациях. Такая речь обладает мощным не только психологическим, но, как показано выше (см. 3.2.5), и физиологическим действием. Заметим, что у некоторых народов сексуальные инвективы (ругательства) обращены не к матери, а к отцу (у казахов) либо к виновникам родственного кровосмешения — инцеста (у вайнахов).

Объект, доминирующий в структуре ругани у конкретного этноса, весьма значим для него; у вайнахов, живших небольшими семейными общинами в горных ущельях, был важен запрет кровосмешения; у обитателей степей особенно значимым, сплачивающим был образ отца — прародителя; у восточных славян доминантой сексуальных инвектив стал образ оскверняемой матери. По мнению выдающегося мыслителя второй половины XX столетия В. И. Володковича, «это было последствием крушения “родового феминизма" амазонок, некогда существовавшего у народов, населявших Юго-Восточную Европу. С одной стороны.

победы матриархального феминизма, с другой стороны, протест против засилья амазонок могли породить лексическую значимость “матери” в сексуальных инвективах» [Володкович В.И., 2007].

«Матерщинные диспуты-соревнования», практиковавшиеся в минуты отдыха в русских артелях, сходны своими парадоксальностями с дзен-буддистскими диалогами, в которых натренированный интеллект использует множественные озарения (микроинсайты) для постижения окрыляющей искомой истины. Но в дзенских парадоксах нет сексуальности, активизирующей выброс в кровь андрогенов, устраняющих утомление и уныние, нейтрализуя кортикостероиды («гормоны стресса»), 5.6.4.

Антистрессовое действие сексуальных инвектив

Не следует идентифицировать с эротическими инвективами народные свадебные песни-инструкции для врачующихся, обучающие молодых сексуальной жизни, освобождающие от юной стеснительности и стыда перед сексуальным актом.

Упомянем такой эротико-лексический феномен, как «постельный мат».К нему может побуждать не только сниженная сексуальная потенция. «Нецензурная» сексуальная лексика врачующихся обостряет эротические ощущения приглашением в потаенный, запретный мир сексуальных образов [Кундера М.. 2005, с. 167-168]. Постельный мат — это еще и шаги к сближению, единению сексуальности «его» и «ее», и обмен сексуальным опытом.

Профессор В.И. Желвис отмечает адаптивное (антистрессовое) действие сексуально-вербальных инвектив («матерной ругани») благодаря их: -

табуированию. Нарушение запрета их гласного употребления создает у говорящего и у слышащих экстаз прорыва в недозволенное; -

эмоциональной разрядке. Будоражащие сознание сексуальные образы оживляют настроение и самочувствие; -

агрессивности. Словесная агрессия подменяет реальную. Это освобождает субъекта от угнетенности невозможностью оскорбить противника действием; -

театрализации сексуально-эмоциональных действий. Благодаря им субъект включен в «театр жизни»; -

претензии на захват субъектом статуса в социальной иерархии путем использования скабрезных ругательств; -

ритуальной сущности этих ругательств, потребной, в частности, во многих экстремальных ситуациях;

29 ПСИХОЛОГИЯ CTpOCCrt —

возможности эмоционально демонстрировать ксенофобию, используя интернациональные сексуальные образы [Жел- висВ.И.,2001].

Христиано-интеллектуалы XVIII-XIX вв., сделав матерную речь сначала наказуемой, а потом и непечатной, почти убили ее. Выжила только матерная ругань. 5.6.5.

Источник: Китаев-Смык Л.А., «Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект. — 943 с» 2009

А так же в разделе «Скабрезная брань как этнический феномен общения »